Во главе с Этторе Соттсассом группа из Мемфиса добилась успеха в 1980-х годах, нарушив правила дизайна. Это 10 ключевых моментов, которые вам нужно знать о мебели с «арт-дизайном», которая пользуется успехом в Instagram и в домах дизайнеров интерьеров и знаменитостей.
Наверняка вы встречали в Инстаграме разноцветную лампу с вытянутой шеей, головой и утиным клювом, которая откликается на имя Таити и подписана Group Memphis Даже если вас удивила его цена. Это дизайн Этторе Соттсасса, известного итальянского дизайнера, для фирмы Memphis-Milano, которая родилась в 80-х годах, чтобы изменить правила дизайна, заново изобрести формы мебели и высмеять функционализм Баухауза, преобладавший в то десятилетие. Этот новаторский эксперимент длился семь лет и оставил сотни изделий, которые все еще производятся бесконечно. Воспользовавшись тем, что бренд только что перезапустил свой веб-сайт Мемфис-Милан и предоставили доступ ко всему архиву своей продукции, мы рассматриваем механизм, который уже стал историей дизайна. Это 10 ключевых моментов, которые вам нужно знать о дизайнерской художественной мебели, которая пользуется успехом в Instagram и в домах дизайнеров интерьеров и знаменитостей.

Несколько дизайнеров из группы Memphis-Milano позируют на кровати «Tawaraya Ring».
1. Он родился в Италии, а не в США
В ночь на 11 декабря 1980 года группа молодых дизайнеров и архитекторов собирается в гостиной дома Этторе Соттсасса в Милане. Альбом Боба Дилана Stuck Inside of Mobile с альбомом Memphis Blues Again звучит снова и снова. Так родился Мемфис, с двойной ссылкой на древнюю столицу египетских фараонов и место рождения Ареты Франклин и Элвиса Пресли в Теннесси. Они хотели заново изобрести дизайн, исследовать формы, цвета, текстуры и материалы, нарушить все правила, создать мебель, которая вызывает эмоции, а не выполняет функцию. Вместе с Соттсассом, наставником группы в возрасте 63 лет, совсем молодыми Альдо Чибиком, Маттео Туном, Марко Занини, Мартиной Бедин, Мишель Де Лукки, Натали Дю Паскье и Джорджем Соуденом.
2. Он смешал роскошь, кисть и пластик
Первая коллекция из 55 дизайнов была представлена в Милане 19 сентября 1981 года во время Salone del Mobile в галерее Arc '74 на Corso Europa. В этих предметах мебели сочетались элегантность и китч, абсурдные и иррациональные формы, пластиковый ламинат с принтами, имитирующими драгоценные материалы, но прежде всего они привносили удовольствие от игры в рациональный язык промышленного производства. Полная свобода: Мемфис был насмешкой над хорошим вкусом того времени Мемфис-Милан быстро покорил публику и международную прессу: у галереи собралось более 2000 человек, блокируя движение, в событии, которое вошло в историю. На красочном боксерском ринге (который на самом деле был кроватью Tawaraya Ring Масанори Умеды) все дизайнеры позировали.

Суперлампа (1981) Мартины Бедин в ее историческом синем цвете и новая версия в желтом.
3. Он защищал украшение, а не функцию
Столкнувшись с функционализмом Баухауза, который все еще был актуален в дизайне, Мемфис-Милан принял орнамент и символизм. Шкафы, лампы, стулья, диваны… красочные и веселые, полные причудливых деталей, с наивным оттенком, яркие цвета, принты амеб, абсурдная геометрия, неон, полосы, ламинат, металлы… Его мебель не хотела нравиться., отсюда эта смесь дьявольская. Конечно, в большинстве продуктов (включая ткани, вазы, галстуки и шарфы) функциональность была принесена в жертву зрелищности Очевидно, это были бесполезные гибридные объекты, которые как произведения искусства, так и мебельные аксессуары. Его влияния? От самого геометрического ар-деко до поп-арта 60-х и итальянского футуризма 1909 года.
4. Он длился семь лет, но будет жить вечно
С момента своего основания Memphis-Milano каждый год представляет новую коллекцию на Salone del Mobile. Революция закончилась в 1988 году. Соттсасс покинул группу незадолго до этого, в 1985 году. re ушел», сказал основатель Последней выставкой группы была Luci/Lights в 1988 году: с тех пор под брендом больше не было выпущено ни одной продукции. По мнению критиков, Мемфис родился как мода без интеллектуальной поддержки, которую обеспечивает академическое движение, и умер как таковой. Экономический кризис снова навязал функционализм в дизайне, и рынок так и не перенял стиль, который они считали эксцентричным и даже безвкусным.

First Chair (1983) Мишель Де Лукки в доме Келли Уистлер.
5. У меня была самая продаваемая мебель…
Стул Мишель Де Лукки First (1983) быстро разошелся тиражом в 1000 экземпляров (дизайнер интерьеров Келли Уэстлер сегодня является одним из его крупнейших сторонников), а лампа Super Lamp Мартины Бедин (1981) по-прежнему пользуется успехом в продажах. Другими высоко оцененными изделиями являются полка-ширма Carlton и лампа Tahiti (символ Дэвида Дельфина, а также Хорди Лабанды), разработанные основателем Этторе Соттсассом для первой коллекции группы.
6. …И связь с Испанией
Среди списка дизайнеров в каталоге Memphis выделяется одно имя: Хавьер Марискаль. Он вошел с тележкой Hilton, барменом на колесиках из окрашенного металла и стекла, который, даже стоя на месте, кажется, набирает скорость своим плавным наклоном, как в комиксе. Как этот валенсиец стал частью одного из самых влиятельных движений 80-х? Соттсасс видел его выставку Muebles Amorales в Sala Vinçon в Барселоне в 1981 году и попросил его разработать дизайн для Мемфиса. Пепе Кортес вложил свой технический ум и в том же году привез в Милан это уникальное изделие, предназначенное для перевозки напитков, чей наклон назад предполагает движение, а три пары колес и прочные ножки предполагают силу. Это был большой шаг для Марискаля, который видит, как ему удается переместиться из провинциальной Барселоны на утонченную миланскую сцену.

Страницы немецкого журнала 'Mode und Whonen' за январь 1983 года, с квартирой Карла Лагерфельда в Монако, в репортаже Регины Спельман и фотографа Жака Шумахера.
7. Боуи и Лагерфельд сошли с ума
Если мебель из Мемфиса материализуется в поп-звезду, это будет Дэвид Боуи. Эксцентричный, новаторский и полный цвета. Аукционный дом Sotheby’s выставил на торги в ноябре 2016 года частную коллекцию искусства и дизайна короля глэм-рока. Между картинами Жана-Мишеля Баскии и Дэмиена Херста подавляющее большинство лотов были произведениями Мемфиса. Том Эддисон, специалист Sotheby's, говорит, что «Боуи покупал качественные вещи» и что аукцион «представляет страсть и главу его жизни, о которых мало кто знал». Другой известный поклонник, Карл Лагерфельд, приехал, чтобы получить квартиру в Монако, полностью обставленную коллекциями группы. Это был 1983 год.
8. Его влияние продолжает расширяться
Как культурное движение Мемфис продолжает влиять на все, от моды до кино- и телеиндустрии. Освобождающий дух Мемфиса сегодня является источником вдохновения для молодых дизайнеров, таких как Дарья Зиноватная: размышления о концепции дизайна и мебели, о ее пределах и эстетических возможностях, о ее социальной и коммуникативной функции, а также о творческом и продуктивном аспекте., а также поддерживающие их экономические модели сейчас как никогда актуальны. В Испании большую поддержку оказал Дэвид Дельфин, вытатуировавший лампу Таити на предплечье и представивший коллекции модной одежды, простыней и даже кофейный сервиз, вдохновленный Мемфисом.

В Тируваннамалае, маленьком городке штата Тамил Наду, они адаптировали коды ар-деко к своим традициям и цветам своих храмов.
9. Соттсасс был вдохновлен Индией
В свою книгу «Любопытный мистер Соттсасс» (изд. Thames & Hudson, 1996) дизайнер включил фасады зданий в индийском регионе Тамил Наду, которые он сфотографировал во время поездки в 1978 году. в этих непочтительных фасадах были красочные столбы, на которых была построена «Мемфисская группа». «Этторе инстинктивно искал страну, как животные, когда им нужно напиться, и находят воду через нос», - объясняет его вдова Барбара Радиче. В 1961 году он впервые посетил его не для того, чтобы поднять себе настроение, а по приглашению химического гиганта Монтедисона создать для него выставку. Затем он воспользовался возможностью, чтобы отправиться в Тамил Наду и созерцать пирамиды гигантского храма Тируваннамалай. «Там для него все изменилось», - говорит его биограф Филипп Томе. В этом городе сходятся вера, туризм и коммерция, что воспринимается в его архитектуре, почти вся из 40-х годов, с фасадами с сумасшедшими вырезами, зигзагообразными лестницами, полукруглыми капителями и цветами витрины магазина мороженого.
10. Вы все еще можете купить кусок
Мебель, разработанная группой Memphis в период с 1981 по 1988 год, до сих пор производится неограниченными сериями в убеждении, что дизайн следует понимать как средство общения, а не как выражение элитарного искусства. В 1989 году компания запустила коллекцию Meta Memphis, инновационный эксперимент, в котором приняли участие международные художники, такие как Алигьеро Боэтти, Микеланджело Пистолетто или Франц Уэст, которые впервые посвятили себя дизайну предметов и мебели. Позже, в 1997 году, был основан Post Design, бренд, в котором участвуют дизайнеры, входившие в группу Memphis, такие как Натали Дю Паскье, Джордж Соуден и сам Этторе Соттсасс, другие известные имена на международной арене, такие как Пьер Шарпен, Денис Сантакьяра., Нанда Виго и Йоханна Гравундер, а также начинающая молодежь. Кроме того, Post Design Gallery - это название еще открытой миланской галереи, в которой представлены все инициативы компании из Мемфиса.
@memphis_milano memphismilano metamemphis