
Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг недавно объявил, что технический гигант превратится из компании социальных сетей в «компанию метавселенной», функционирующую в «воплощенном Интернете», который смешивает реальный и виртуальный мир больше, чем когда-либо прежде.
Так что же такое «метавселенная»? Это похоже на то, о чем миллиардеры говорят, чтобы попасть в заголовки, как глава Tesla Илон Маск, устраивающий «пиццерии» на Марсе. Тем не менее, учитывая, что каждый месяц Facebook используют почти три миллиарда человек, предложение Цукерберга о смене направления заслуживает некоторого внимания.
Термин «метавселенная» не нов, но в последнее время наблюдается всплеск популярности и спекуляций о том, что все это может означать на практике.
Идея метавселенной полезна, и, вероятно, она будет с нами еще какое-то время. Эту концепцию стоит понять, даже если вы, как и я, критически относитесь к будущему, которое предлагают ее сторонники.
Метавселенная: имя, время которого пришло?
Люди разработали множество технологий, чтобы обмануть наши чувства, от аудиодинамиков и телевизоров до интерактивных видеоигр и виртуальной реальности, и в будущем мы можем разработать инструменты, чтобы обмануть другие наши чувства, такие как осязание и обоняние. У нас есть много слов для обозначения этих технологий, но пока нет популярного слова, которое бы относилось ко всей совокупности старомодной реальности (физический мир) и наших сфабрикованных расширений реальности (виртуальный мир).
Такие слова, как «интернет» и «киберпространство», стали ассоциироваться с местами, к которым мы получаем доступ через экраны. Они не совсем отражают постоянное переплетение Интернета с виртуальными реальностями (такими как трехмерные игровые миры или виртуальные города) и дополненной реальностью (такими как навигационные оверлеи или Pokémon GO).
Не менее важно и то, что старые названия не отражают новые социальные отношения, сенсорный опыт и экономическое поведение, возникающие вместе с этими расширениями виртуального. Например, Upland объединяет виртуальное отражение нашего мира с невзаимозаменяемыми токенами (NFT) и рынками недвижимости.

Объявление Facebook говорит о его попытках представить себе, как могут выглядеть социальные сети в метавселенной.
Также помогает то, что "метавселенная" - это поэтический термин. Академики годами писали об аналогичной идее под названием «расширенная реальность», но это довольно унылое название.
«Метавселенная», придуманная писателем-фантастом Нилом Стефенсоном в его романе 1992 года «Снежная катастрофа», гораздо более романтична. У писателей есть привычка распознавать тенденции, нуждающиеся в названии: «Киберпространство» взято из книги Уильяма Гибсона 1982 года; «Робот» - из пьесы Карела Чапека 1920 года.
Недавние неологизмы, такие как «облако» или «Интернет вещей», прижились к нам именно потому, что они являются удобным способом обозначения технологий, значение которых становилось все более важным. Метавселенная находится в той же категории.
Кому выгодна Метавселенная?
Если вы слишком долго читаете о крупных технологических компаниях, таких как Apple, Facebook, Google и Microsoft, вы можете в конечном итоге почувствовать, что технологические достижения (например, появление метавселенной) неизбежны. Тогда трудно не начать думать о том, как эти новые технологии будут формировать наше общество, политику и культуру, и как мы можем вписаться в это будущее.
Эта идея называется «технологическим детерминизмом»: ощущение того, что достижения в области технологий формируют наши социальные отношения, отношения власти и культуру, а мы являемся простыми пассажирами. При этом не учитывается тот факт, что в демократическом обществе мы имеем право голоса в том, как все это будет происходить.
Для Facebook и других крупных корпораций, полных решимости сделать «следующую большую вещь» раньше своих конкурентов, метавселенная интересна тем, что открывает возможности для новых рынков, новых видов социальных сетей, новой бытовой электроники и новых патентов..
Не совсем понятно, почему вы или я были бы в восторге от всего этого.
Знакомая история
В обыденном мире большинство из нас борются с такими вещами, как пандемия, чрезвычайная климатическая ситуация и массовое вымирание видов, вызванное деятельностью человека. Мы изо всех сил пытаемся понять, как выглядит хорошая жизнь с технологиями, которые мы уже внедрили (мобильные устройства, социальные сети и глобальная связь связаны со многими нежелательными эффектами, такими как беспокойство и стресс).
Так с чего бы нам приходить в восторг от технологических компаний, инвестирующих несметные миллиарды в новые способы отвлечь нас от повседневного мира, который дает нам воздух для дыхания, пищу для еды и воду для питья?
Идеи в стиле Метавселенной могут помочь нам более продуктивно организовать наше общество. Общие стандарты и протоколы, объединяющие разрозненные виртуальные миры и дополненные реальности в единую открытую метавселенную, могут помочь людям работать вместе и сократить дублирование усилий.
В Южной Корее, например, «альянс метавселенной» работает над тем, чтобы убедить компании и правительство работать вместе над созданием открытой национальной платформы виртуальной реальности. Большая часть этого заключается в поиске способов сочетания смартфонов, сетей 5G, дополненной реальности, виртуальных валют и социальных сетей для решения проблем общества (и, что более цинично, для получения прибыли).
Подобные заявления о совместном использовании и сотрудничестве были сделаны на заре Интернета. Но со временем раннее обещание было отметено господством крупных платформ и капитализма наблюдения.
Интернет добился невероятного успеха в соединении людей во всем мире друг с другом и функционировании как своего рода современная Александрийская библиотека, в которой хранятся огромные хранилища знаний. Тем не менее, это также увеличило приватизацию общественных мест, пригласило рекламу во все уголки нашей жизни, привязало нас к горстке гигантских компаний, более могущественных, чем многие страны, и привело к тому, что виртуальный мир поглощает физический мир через ущерб окружающей среде.
За пределами мира с одним миром
Более глубокие проблемы с метавселенной связаны с типом мировоззрения, которое она представляет.
В одном мировоззрении мы можем думать о себе как о пассажирах внутри единственной реальности, которая похожа на контейнер для наших жизней. Это представление, вероятно, знакомо большинству читателей, и оно также описывает то, что вы видите на чем-то вроде Facebook: «платформе», которая существует независимо от любого из ее пользователей.
В другом мировоззрении, которое, по мнению социологов, распространено в культурах коренных народов, каждый из нас создает реальность, в которой мы живем, своими действиями. Такие практики, как работа и ритуалы, связывают людей, землю, жизнь и духовность и вместе создают реальность.
Ключевая проблема с первой точкой зрения заключается в том, что она ведет к «миру с одним миром»: реальности, которая не допускает других реальностей. Это то, что мы уже видим на существующих платформах.
Текущая версия Facebook может расширить ваши возможности для общения с другими людьми и сообществами. Но в то же время это ограничивает то, как вы к ним подключаетесь: такие функции, как шесть предустановленных «реакций» на сообщения и контент, выбранный невидимыми алгоритмами, формируют весь опыт. Точно так же такая игра, как PlayerUnknown's Battlegrounds (с более чем 100 миллионами активных пользователей) предоставляет безграничные возможности для того, как игра может развиваться, но определяет правила, по которым можно играть в игру.
Идея метавселенной, перенося еще большую часть нашей жизни на универсальную платформу, расширяет эту проблему на более глубокий уровень. Он предлагает нам безграничные возможности для преодоления ограничений физического мира; но при этом только заменяет их ограничениями, налагаемыми тем, что позволяет метавселенная.
Ник Келли - старший преподаватель интерактивного дизайна в Технологическом университете Квинсленда