Эксклюзивно мы попадаем в самый красивый дом в Лиссабоне, спроектированный лауреатом Притцкеровской премии Пауло Мендес да Роша

Эксклюзивно мы попадаем в самый красивый дом в Лиссабоне, спроектированный лауреатом Притцкеровской премии Пауло Мендес да Роша
Эксклюзивно мы попадаем в самый красивый дом в Лиссабоне, спроектированный лауреатом Притцкеровской премии Пауло Мендес да Роша

Со стороны это может показаться еще одним, но Casa Quelhas, расположенный в лиссабонском районе Лапа, является единственным частным домом бразильца Притцкера Пауло Мендес да Роча за пределами его страны.

гамак на террасе и бассейн с видом на город
гамак на террасе и бассейн с видом на город

Есть португальская поговорка, которая гласит Quem never viu Lisboa, não viu coisa boa, что означает (больше слов, меньше слов), что кто никогда не видел Лиссабона, не видел, что хорошо Такого же мнения и эта португальская пара, которая, прожив несколько лет в Лондоне, вернулась в столицу Португалии в поисках света. Владельцы впечатляющей винодельни в районе Алентежу, Ermo Wines, и большие любители искусства и дизайна, мечтали найти здесь идеальный дом не только для всей семьи, но и для коллекции произведений искусства и мебели, особенно бразильской, которую они копили годами. Произведения Серхио Родригеса, Жоакима Тенрейро или Хорхе Зальзупина, приобретенные в галереях, на аукционах или через их друга, коллекционера и галериста Эдуардо Леме (владелец Galería Leme of Сан-Паулу). Инес Лобо, архитектор, специализирующийся на реконструкции зданий и общественных пространств, нашла ее почти случайно.

Фасад здания с зеленой плиткой
Фасад здания с зеленой плиткой

Фасад дома, облицованный плиткой, типичный для Лиссабона, внутри которого спрятано сокровище.

От заброшенного состояния до подписания Притцкеровской премии

В то время Casa Quelhas был заброшенным зданием на вершине аристократического района Лапа, но из него открывается вид на все крыши Лиссабона, реки Тежу и моря было достаточно, чтобы убедить их в том, что она избранная. Также не было никаких сомнений в том, кто идеально подходит для этого: архитектор Пауло Мендес да Роша (1928-2021), чьим работам пара следовала и восхищались годами. Лауреат Притцкеровской премии 2006 года начал свою карьеру в Сан-Паулу в 1950-х годах как член авангардной школы Сан-Паулу и быстро сделал себе имя такими шедеврами, как Museu dos Coches в Лиссабоне или Casa Gerassi в его родном городе. Его целеустремленная и поэтическая эстетика, основанная на создании пространств, в которых можно жить и делиться, прославила его как одного из самых смелых архитекторов 20-го века и снискала ему восхищение совершенно новой группы молодых - и не очень молодых - архитекторов. Это был сам Леме, который впервые показал им свою работу, а также тот, кто связался с ним. Достаточно было телефонного звонка, чтобы убедить его: первый частный дом маэстро за пределами Бразилии уже на подходе И, без сомнения, один из самых красивых в Лиссабоне.

Здание было полностью разобрано, сохранился только фасад из зеленой плитки, столь типичный для Лиссабона 30-х годов (и который пришлось заменить). Его внешний вид похож на одного из соседей. Ничего не выделяется снаружи Сюрприз в задней части, где усилением главного фасада служит белая бетонная конструкция, единственное, что сохранилось от оригинальной постройки, с восхитительным бассейном с видом на горизонт Лиссабона, на фоне города, реки и Атлантики. «В Da Rocha хотели сделать акцент на видах и свете, таком типичном для города белом цвете, который меняется в течение дня», - говорят нам владельцы.

два кресла перед окном
два кресла перед окном

В гостиной на верхнем этаже перед окном два кресла с бархатной обивкой дизайна Карлоса Мотты.

Дом, построенный задом наперёд

Помимо перевернутого на спину, дом поставлен наоборот и приподнят, как принято в Работа Роши с открытыми пространствами, предназначенными для обмена. На первом и втором этажах находится самая приватная зона, спальни родителей и троих детей, а на третьем - кухня и столовая, которые выходят на подвесной бассейн. На четвертом этаже находится гостиная, «бетонное оригами», в которой семья хранит многие из своих сокровищ, во главе со скульптурой Мигеля Анджело Роча над камином. Они сами отвечали за украшение, а также за искусство, в данном случае с помощью своего друга, художника Жоао Лоуро. В коллекцию вошли произведения самого Лоро и других современных художников, таких как Гектор Самора, Габриэль Асеведо Веларде, Луис Брага, братья Кампана, Карлос Мотта и Занин Кальдас, а также работы архитекторов Финна Юля и Бодила Кьяера, а также светильники Виабиццуно с Марио. Нанни и Давиде Гроппи. Помимо того, что Casa Quelhas является законченным произведением искусства, таким образом, он становится свидетельством нескольких жизней: тех художников, которые видят свои работы выставленными, и иконы который оставил свою единственную печать вдали от города Сан-Паулу и семью, которая находит свой дом там, где Тахо меняет свое имя.