Если это не человеческие руки в древнем пещерном искусстве… что это такое?

Если это не человеческие руки в древнем пещерном искусстве… что это такое?
Если это не человеческие руки в древнем пещерном искусстве… что это такое?
Изображение
Изображение

В самой отдаленной части Северной Африки, недалеко от того места, где сходятся границы Египта, Ливии и Судана, но мало что значат в месте, удаленном от населенных пунктов, плато из песчаника под названием Гильф-Кебир раскинулось в одном из самых карающий климат на Земле. Но на этом плато площадью 7770 квадратных километров скрыта самая богатая и важная коллекция доисторических наскальных рисунков в Сахаре.

Египетский Гильф-Кебир - самое сухое место на планете, но так было не всегда. Наскальные рисунки каменного века в юго-западном углу плато, в месте под названием Вади-Сура, восходят к временам «Зеленой Сахары», когда условия окружающей среды в этом районе были гораздо более терпимыми для живых существ. Новое исследование пиктограмм возрастом около 8000 лет в Вади-Сура показывает, что Вади-Сура не только позволяет заглянуть в почти неизученное доисторическое общество, но и является свидетельством того, насколько по-разному наши предки относились к отношениям между людьми и людьми. животные.

Вставка
Вставка

Обнаруженный в 2002 году в близлежащем Вади Сура II рисунок, получивший название «Пещера зверей», изображает людей, резвящихся в неолитической стране чудес с ошеломляющей плотностью и разнообразием животных. Среди сотен очертаний человеческих рук более 5000 страусов, жирафов, газелей и слонов, а также фантастических зверей то проглатывают, то изрыгают человеческие фигуры, а другие рысью носятся на человеческих ногах и смешиваются с плотными группами человеческих цифры.

Новое исследование, проведенное под руководством доктора Эммануэль Оноре из колледжа Св. Иоанна в Кембриджском университете, изучило некоторые загадочные трафареты человеческих рук на этом участке, в частности руки взрослых с крошечными руками, нанесенными внутри них. Были ли это трафареты детских рук? Или они свидетельствовали о чем-то явно нечеловеческом?

«Я был действительно потрясен, когда впервые увидел эти крошечные руки», - говорит Оноре. «В то время как другие исследователи были тронуты символикой человеческих детских рук в паре рук взрослых, для меня они вообще не вызывали в памяти человеческие руки, с формой их пальцев, заостренных на конце, как коготь, форма руки, и прежде всего пропорции пальцев по сравнению с ладонью."

Полная ширина
Полная ширина

Несмотря на то, что до сих пор в наскальных рисунках Северной Африки полностью отсутствовали трафареты тел или лап животных, Оноре решила проверить свою гипотезу о том, что эти руки могут быть не руками человеческих детей. Она наблюдала за обезьянами в Замбии, проводила время, сравнивая отпечатки ладоней с образцами в Национальном музее естественной истории в Париже, и связывалась с зоопарками и научно-исследовательскими институтами по всему миру, чтобы узнать, узнает ли кто-нибудь этих маленьких когтистых перчаток. Тем временем Оноре провел измерения человеческих младенцев в неонатальном отделении больницы и обнаружил, что маленькие руки в Вади Сура II были меньше, чем у самых маленьких младенцев.

В результате Оноре и команда приматологов, антропологов, специалистов по морфологии рук и врачей, специализирующихся в неонатологии, пришли к выводу, что крошечные руки на самом деле не были человеческими.

Вставка
Вставка

Но тогда кому или чему принадлежали эти руки?

Ящерицы, скорее всего. Крокодилы, может быть. Но, наверное, ящерицы.

«Результаты сравнительного исследования [пустынного варана] Varanus griseus griseus оказались наиболее убедительными», - говорит Оноре. «Сейчас мы исследуем гипотезу о крокодилах. Мы не уверены, удастся ли получить окончательный ответ среди рептилий, но наши предварительные результаты очень многообещающие."

Эти результаты, в дополнение к другим сценам в Вади Сура II, позволяют предположить, что общество жило в очень близких отношениях с животными. Но почему люди чувствуют необходимость наносить руки рептилий поверх своих собственных изображений? Оноре старается не слишком интерпретировать то, что это означало в отношении древних народов, живших в Гильф-Кебире.

«Многие сцены в Вади-Сура II показывают, как люди занимаются общественной деятельностью: не только охотятся или сражаются, но также танцуют или суетятся вокруг фантастических зверей», - говорит Оноре. «Раскопки, проведенные в убежище, показали, что почва стерильна для любого археологического материала. Поэтому очень сложно строить предположения о деятельности, проводимой в убежище Вади Сура II, кроме рисования».

Иногда искусство, даже самое загадочное, просто говорит само за себя.

Интересно

Вади-Сура была обнаружена в 1933 году Ласло Алмаши, венгерским графом и исследователем пустыни, который послужил источником вдохновения для главного героя романа Майкла Ондатже 1992 года «Английский пациент». И в книге, и в ее экранизации изображена «Пещера пловцов», в которой человеческие фигуры ныряют и гребут по-собачьи через скалы из песчаника.