
В самой отдаленной части Северной Африки, недалеко от того места, где сходятся границы Египта, Ливии и Судана, но мало что значат в месте, удаленном от населенных пунктов, плато из песчаника под названием Гильф-Кебир раскинулось в одном из самых карающий климат на Земле. Но на этом плато площадью 7770 квадратных километров скрыта самая богатая и важная коллекция доисторических наскальных рисунков в Сахаре.
Египетский Гильф-Кебир - самое сухое место на планете, но так было не всегда. Наскальные рисунки каменного века в юго-западном углу плато, в месте под названием Вади-Сура, восходят к временам «Зеленой Сахары», когда условия окружающей среды в этом районе были гораздо более терпимыми для живых существ. Новое исследование пиктограмм возрастом около 8000 лет в Вади-Сура показывает, что Вади-Сура не только позволяет заглянуть в почти неизученное доисторическое общество, но и является свидетельством того, насколько по-разному наши предки относились к отношениям между людьми и людьми. животные.

Обнаруженный в 2002 году в близлежащем Вади Сура II рисунок, получивший название «Пещера зверей», изображает людей, резвящихся в неолитической стране чудес с ошеломляющей плотностью и разнообразием животных. Среди сотен очертаний человеческих рук более 5000 страусов, жирафов, газелей и слонов, а также фантастических зверей то проглатывают, то изрыгают человеческие фигуры, а другие рысью носятся на человеческих ногах и смешиваются с плотными группами человеческих цифры.
Новое исследование, проведенное под руководством доктора Эммануэль Оноре из колледжа Св. Иоанна в Кембриджском университете, изучило некоторые загадочные трафареты человеческих рук на этом участке, в частности руки взрослых с крошечными руками, нанесенными внутри них. Были ли это трафареты детских рук? Или они свидетельствовали о чем-то явно нечеловеческом?
«Я был действительно потрясен, когда впервые увидел эти крошечные руки», - говорит Оноре. «В то время как другие исследователи были тронуты символикой человеческих детских рук в паре рук взрослых, для меня они вообще не вызывали в памяти человеческие руки, с формой их пальцев, заостренных на конце, как коготь, форма руки, и прежде всего пропорции пальцев по сравнению с ладонью."

Несмотря на то, что до сих пор в наскальных рисунках Северной Африки полностью отсутствовали трафареты тел или лап животных, Оноре решила проверить свою гипотезу о том, что эти руки могут быть не руками человеческих детей. Она наблюдала за обезьянами в Замбии, проводила время, сравнивая отпечатки ладоней с образцами в Национальном музее естественной истории в Париже, и связывалась с зоопарками и научно-исследовательскими институтами по всему миру, чтобы узнать, узнает ли кто-нибудь этих маленьких когтистых перчаток. Тем временем Оноре провел измерения человеческих младенцев в неонатальном отделении больницы и обнаружил, что маленькие руки в Вади Сура II были меньше, чем у самых маленьких младенцев.
В результате Оноре и команда приматологов, антропологов, специалистов по морфологии рук и врачей, специализирующихся в неонатологии, пришли к выводу, что крошечные руки на самом деле не были человеческими.

Но тогда кому или чему принадлежали эти руки?
Ящерицы, скорее всего. Крокодилы, может быть. Но, наверное, ящерицы.
«Результаты сравнительного исследования [пустынного варана] Varanus griseus griseus оказались наиболее убедительными», - говорит Оноре. «Сейчас мы исследуем гипотезу о крокодилах. Мы не уверены, удастся ли получить окончательный ответ среди рептилий, но наши предварительные результаты очень многообещающие."
Эти результаты, в дополнение к другим сценам в Вади Сура II, позволяют предположить, что общество жило в очень близких отношениях с животными. Но почему люди чувствуют необходимость наносить руки рептилий поверх своих собственных изображений? Оноре старается не слишком интерпретировать то, что это означало в отношении древних народов, живших в Гильф-Кебире.
«Многие сцены в Вади-Сура II показывают, как люди занимаются общественной деятельностью: не только охотятся или сражаются, но также танцуют или суетятся вокруг фантастических зверей», - говорит Оноре. «Раскопки, проведенные в убежище, показали, что почва стерильна для любого археологического материала. Поэтому очень сложно строить предположения о деятельности, проводимой в убежище Вади Сура II, кроме рисования».
Иногда искусство, даже самое загадочное, просто говорит само за себя.
Интересно
Вади-Сура была обнаружена в 1933 году Ласло Алмаши, венгерским графом и исследователем пустыни, который послужил источником вдохновения для главного героя романа Майкла Ондатже 1992 года «Английский пациент». И в книге, и в ее экранизации изображена «Пещера пловцов», в которой человеческие фигуры ныряют и гребут по-собачьи через скалы из песчаника.