
Менее полмиллиметра (0,01 дюйма): это предел погрешности, с которым приходилось работать сварщикам при вставке последней части возвышающегося памятника Сент-Луису, официально известного как Арка Ворот. Падающий 630-футовый (192-метровый) ориентир кажется гладким и бесшовным, но две его опоры были построены отдельно из нержавеющей стали, доставленной поездом из Пенсильвании. Когда в 1961 году началось строительство, многие предсказывали, что грандиозный провал неизбежен - в конце концов, как рабочие могли гарантировать, что они оставят нужное количество места для финальной части, практически не допуская ошибок?
Команде каким-то образом это удалось, закрепив за Воротной аркой прочную репутацию самого высокого памятника в Америке и самой высокой арки в мире. Амбициозное начинание стало результатом победившего на конкурсе проекта американо-финского архитектора Ээро Сааринена. Но большая история происхождения арки довольно дикая.
«Национальный парк Арка Ворот - необычный объект Службы национальных парков», - говорит историк NPS Боб Мур. «Его происхождение было в равной степени необычным. Идея парка возникла в начале 1930-х годов у адвоката средних лет в очках и самопровозглашенного «благотворителя» по имени Лютер Эли Смит, который хотел украсить захудалый район Сент-Луиса.. Набережная Луи. В эпоху, когда коммерческая авиация еще не была распространена, район набережной был первым проблеском того, кто в автомобилях и поездах приближался к городу."
По словам Мура, район в том виде, в котором он был в начале 30-х годов, не производил хорошего впечатления. «Это было не очень красивое зрелище, и посетители не думали, что Сент-Луис - один из великих американских городов», - говорит он. «Здания на берегу реки выглядели ветхими и древними. По мере того, как современные баржи заменяли старинные пароходы с гребными колесами, некогда шумная гавань пришла в упадок, поскольку действие переместилось в другое место. Депрессия, - говорит Мур. - В-третьих, Смит хотел, чтобы их усилия привели к созданию уникального мемориала, который привлекал бы туристов со всего мира».
Хотя предложения оживить набережную ходили с 1898 года, Смит, по словам Мура, «обладал репутацией и самоотверженностью, чтобы воплотить свою концепцию в жизнь». Суть предложения Смита заключалась в том, чтобы воздать дань уважения законной вехе в истории США - беспрецедентной миграции в XIX веке сотен тысяч людей на транс-Миссисипи-Запад через шумный город Сент-Луис. Сент-Луис, последний крупный столичный центр на краю границы», - говорит Мур.
Конкурс архитекторов
Итак, в 1947 году, через два года после окончания Второй мировой войны, комитет жителей Сент-Луиса спонсировал архитектурный конкурс по преобразованию набережной города. Любые архитекторы, являющиеся гражданами США, могли побороться за эту честь (и сладкий денежный приз в размере 225 000 долларов). «Задачей Национальной мемориальной ассоциации расширения Джефферсона было то, чтобы мемориальная зона стала неотъемлемой частью жизни сообщества и возродила красоту и общее впечатление от прилегающего центра города», - говорит Мур.
В двухэтапном конкурсе участвовало элитное жюри из всемирно признанных архитекторов, таких как Джордж Хоу и Уильям Вурстер, которые отдавали предпочтение более современному архитектурному стилю. Влиятельные имена в архитектуре, такие как Уолтер Гропиус, Чарльз Имс и Кадзуми Адачи, были среди 172 участников, но судьи остановились на одном счастливчике - вроде как.
«Когда осенью 1947 года были выбраны пять полуфиналистов, имя Сааринен побудило советника по соревнованиям Джорджа Хоу телеграфировать Элиэлю, что он был одним из них и что он должен работать над подготовкой исправленного дизайн для второго тура судейства в начале 1948 года», - говорит Мур.«В студии Saarinen в Мичигане бутылки с шампанским откупорили в честь триумфа. Но через несколько дней смущенный телефонный звонок Хоу сообщил, что Элиэля нет среди полуфиналистов. Это был его тогда еще неизвестный сын Ээро., который получил заветное место в полуфинале благодаря своему дерзкому и креативному проекту гигантской парящей арки из нержавеющей стали». Как хороший спортсмен и хороший отец, Элиэль открыл вторую бутылку, узнав, что Ээро был фактическим получателем новостей.
Выбран Ээро Сааринен
Ээро официально получил высшую награду 18 февраля 1948 года. В статье для St. Louis Post-Dispatch от 7 марта 1948 года под названием «Арка началась с очистителей труб» (любезно предоставлено Национальной Park Archives), Сааринен писал, что его идея арки возникла из стремления имитировать отчетливые геометрические формы существующих памятников Вашингтону, Линкольну и Джефферсону.
«Мы начали представлять себе некий купол, который был бы гораздо более открытым, чем Мемориал Джефферсона в Вашингтоне», - написал Сааринен.«Возможно, это мог быть огромный пробитый бетонный купол, который касался земли всего в трех точках… Мы попробовали это очень грубо; единственные вещи, которые мы смогли найти, это какие-то ершики для труб. Но три ноги казалось, не вписывалось в план, поэтому мы попробовали его с двумя ногами, как большую арку… Все больше и больше до нас начало доходить, что арка на самом деле была воротами, и разные друзья, которые наклонялись, чтобы посмотреть то, что мы делали, сразу интерпретировало это как таковое. Постепенно мы назвали это «Ворота на Запад».

Но построить гигантскую парящую конструкцию не так-то просто. «При проектировании Арки было проведено много исследований, чтобы определить правильную кривизну», - писал архитектор Кевин Роше, который работал с Саариненом над окончательным проектом и довел незавершенные планы до завершения после смерти Сааринена в 1961 году. В документе Арки Ворот Архив национального парка под названием «Проектирование арки» Рош пишет, что «хотя кривая представляла собой кривую контактной сети, образованной цепью, подвешенной вверх ногами, разработка включала изучение воздействия утяжеленной контактной сети, которая немного изменила бы простой. цепная форма. Опять же - много моделей, этюдов, чертежей в разрезе, много цепей, свисающих с потолка с гирями."
Реальный конструктивный проект Арки Ворот был разработан благодаря мудрости инженера Фреда Северуда, которому помогал помощник по имени Ханнскарл Бандель. В другом документе, предоставленном Архивами национального парка Арка Ворот, сын Северуда, Фред-младший, писал о своем отце: «Хотя Ээро Сааринен спроектировал внешний вид Арки, именно мой отец и его фирма разработали способ, которым она была создана. Без математических расчетов, разработанных фирмой «Северуд», и использования принципов ортотропной инженерии (имеется в виду, что стальные внутренние и внешние стены Арки являются фактическими конструктивными элементами, а не каркасом из балок со стальными панелями). висит на них), Арки сегодня не было бы. После многолетних консультаций и напряженной работы в 1963 году, наконец, было начато строительство."
Сын Северуда кропотливо детализировал детали великого плана своего отца.«Арка была построена как две консольные конструкции, которые со временем сошлись наверху», - писал он. «Конструкция должна была учитывать нагрузки и структурное воздействие на различных этапах, при этом помня о практических аспектах строительства. На начальном консольном этапе между внутренней и внешней обшивкой был помещен пост-напряженный бетон до высоты 300 футов. (91 метр), чтобы обеспечить необходимую прочность внутреннего изгиба опор. На высоте более 300 футов (91 метр) бетон с последующим натяжением не использовался."
Поскольку сооружение было слишком высоким, чтобы его можно было строить с помощью стандартных кранов, бригаде пришлось использовать нечто, называемое подъемным краном, вместе с подрядчиками на каждой опоре арки. «На высоте около 500 футов (152 метра) от ноги к ноге была установлена временная горизонтальная распорная ферма, которая затем заставляла ноги действовать вместе, что создавало совершенно другое напряженное состояние», - написал он.
Форма кривой
Вычислить всю арочную часть арки тоже было непросто.«Попытка получить изгиб Арки включала в себя подвешивание веревки, закрепленной на ее концах; провисшая веревка образовывала кривую контактной сети, своего рода перевернутую арку», - написал архитектор Брюс Детмерс в другом документе из архивов национального парка Арка Ворот.. «Добавление грузов по всей длине подвешенной веревки изменило форму кривой. Однородная веревка привела к тому, что кривая была слишком плоской сверху. Попытки утяжелить подвешенную веревку не помогли получить форму, удовлетворяющую требованиям. Эро."
Помощник Северуда, Бандель, в некотором смысле спас положение, по словам Детмерса. «В формулу были внесены числовые поправки и нанесены на график», - написал он. «Процесс черчения и создание учебных моделей привели к окончательному дизайну Арки. Ноги Арки более крутые и большие у основания; тот факт, что Арка, кажется, парит.«Последний шаг в определении Арки включал в себя сложные математические формулы, расчеты которых занимали часы. «Механическая машина нашего бухгалтерского отдела могла умножать числа отслеживания до нескольких знаков после запятой, - писал Детмерс. - Эта древняя по сегодняшним стандартам технология использовалась для расчета размеры арки. Я с большим облегчением узнал, что компания Pittsburg Des Moines Steel, субподрядчик по изготовлению конструкции Арки, воспользовалась компьютером для проверки наших расчетов и не обнаружила ошибок».
Настоящая проблема (как будто уже не было так много других, которые нужно преодолеть) заключалась в том, чтобы выяснить, как оставить достаточно места для этого последнего соединительного элемента наверху - любое количество лишнего или недостаточного места приведет к поломке. Все это. И было дополнительное осложнение, благодаря Матери-природе. «Поскольку постановка финальной части должна была производиться в теплую погоду, возникла проблема», - написал сын Северуда. «Ноги по-разному подвергались воздействию солнца, из-за чего их высота в течение дня отличалась на несколько футов, поэтому все измерения проводились ночью, когда не было разницы температур. Строительная бригада также планировала установить деталь ночью, когда обе стороны выстроятся в линию."
Видимо, мэр Сент-Луиса посчитал этот план безумным. «Это должно было стать одним из самых значительных событий в истории Сент-Луиса; постановка должна была быть сделана в первой половине дня!» Сын Северуда написал, описывая недоверие мэра. «Это приведет к перепаду высот, который невозможно будет преодолеть; что можно сделать? Мой отец проснулся ночью с решением: использовать воду для охлаждения горячей стороны! С начальником пожарной охраны связались и он согласился предоставить шланги и насосы для распыления на горячую сторону. Результат? Последний элемент был установлен в течение дня без проблем."
Вывод людей на вершину
Последний вопрос, с которым предстоит столкнуться: каким образом инженеры должны были доставлять посетителей на вершину достопримечательности? Обычный лифт не может точно перемещаться по возвышающемуся изгибу. Эту проблему решил Дик Баузер, бросивший колледж, работавший в компании Montgomery Elevator Company в Молине, штат Иллинойс. Его решение: трамвай, совмещающий функции лифта с колесом обозрения.

«Было много встреч с Диком, которому пришла в голову идея капсулы, которая могла бы вращаться, путешествуя от станции метро вверх по опоре Арки к платформе для посетителей наверху», - написал Рош.. «Мы построили множество моделей станции метро и построили полноразмерную модель пятиместной капсулы для испытаний с пассажирами разного роста. может быть достаточно маленьким, чтобы его не было видно снаружи, но достаточно большим, чтобы предоставить посетителю захватывающий вид. В этой модели было приложено много усилий, чтобы дети и взрослые любого роста могли удобно доставать до смотровых окон."
И сегодня 6 700 посетителей в день по-прежнему используют инновационную систему Баузера, чтобы полюбоваться видом с вершины арки. Арка высотой 630 футов (192 метра) весит 43 226 тонн (39 214 метрических тонн), включая 900 тонн (816 метрических тонн) нержавеющей стали, обошлась в 13,4 миллиона долларов, и на ней работало несколько сотен рабочих (ни один из который умер в процессе, несмотря на предсказания 13 смертей). Эта достопримечательность по-прежнему остается главной национальной достопримечательностью, которую ежегодно посещают 3,5 миллиона человек.
Интересно
Возможно, это не так, но на самом деле ширина арки такая же, как и высота (630 футов [192 метра] в обоих направлениях). Причина, по которой он кажется длиннее сверху вниз, заключается в оптической иллюзии - поскольку вы редко смотрите прямо на арку, ваши глаза воспринимают ее значительно выше, чем в ширину.