Бренд Basque зародился на побережье Сан-Себастьяна с тех же ключей (благородные материалы местного производства), с помощью которых сегодня он предлагает сиденья, столы, полки и перегородки в 2000 торговых точек по всему миру. Об этом рассказывает его менеджер по продукту.

Чтобы компания просуществовала более полувека, обычно требуется определенная степень приверженности со стороны детей. А чтобы бизнес не закончился разорением с приходом внуков, нужно чудо, если только это не компания с итальянской ДНК. Или случай, аналогичный случаю Ондаррета, мебельной фирмы, родившейся в начале 20 века как столярная мастерская. на одном из трех пляжей столицы Гипуско, и который позже специализировался на стульях и столах для кухни, руками второго поколения семьи, более 45 лет назад. Прямо в 1970-х.
«Мои родители увидели, что кухни - это ниша, и, скажем так, вместе они сформировали бренд», - вспоминает по видеосвязи Надя Арратибель, внучка основателя и архитектора, которая вместе со своей сестрой Нора, принял бразды правления Ондаррета, как только тот покинул колледж. Это был 2010 год, строительная отрасль была парализована на несколько лет и, конечно же, оба дебютировали в компании, приняв радикальные меры. На с одной стороны они увидели вынужденное сокращение штата. А с другой, нужен был продукт, выходящий за рамки вспомогательной кухонной мебели, и тоже из испанского сектора, потому что отечественная экономика не была готова к переоборудованию дома.

Надя и Нора Арратибель.
Улучшайте понемногу; нечего пресечь в зародыше
Короче говоря, нам пришлось измениться, хотя и не только из-за контекста: Надя и Нора хотели обновить бренд, сделать его своим, но не через slate и account либо new. «Мы пытались жить с тем, что уже существовало, с большим уважением относились к работе, которая была проделана до нашего прихода», - говорит архитектор, сегодня менеджер по продукту фирмы: «Идея заключалась не в том, чтобы срезать корни, а в том, чтобы понемногу улучшать». В 2011 году она выпустила коллекцию Bob, разработанную ею самой, с которой год спустя пошла в Maison&Objet в Париже, ее первая экспортная ярмарка. И это сработало. Французам нравилась эта линия стульев, табуретов и столов из бука или мореного дуба с изогнутой анатомией, которая в основном говорила о его наследии краснодеревщика.
Сегодня коллекция, уже ставшая визитной карточкой Ондаррета, продолжает пополняться новыми моделями, как и Семья Bai,, для которой баск Андер Лизасо разработал в 2017 году серию кресел, столов и письменных столов из некоторые полипропиленовые опоры. Это был легкий, дружелюбный дизайн, без излишеств и украшений; очень хорошо подытожили тип мебели, на который сестры обращают внимание, по словам Нади, скорее по убеждению, чем по вкусу или прихоти: «Мы не хотим, чтобы наш продукт выделялся среди остальных элементов в комнате, продукт должен хорошо читаться в контексте. Если нет, то это не имеет смысла».

Коллекция Бай.
Это относится к собору Рафаэля Монео в Лос-Анджелесе. Имея железобетонную конструкцию, нетрадиционное решение для храма религии, внутри не могло быть классических длинных скамеек с наколенником, чтобы наклониться и помолиться. Вместо этого они поставили несколько очень простых стульев, которые архитектор заказал у Ондарреты, из дерева и в штабелируемом формате. Это, по сути, та же модель, что и позже им пришлось адаптировать его для церкви Iesu, также в Монео, на окраине Сан-Себастьяна.
Такие комиссии, отмечает продакт-менеджер, случаются редко: «Предложить конкретный продукт для конкретного проекта сложно, это требует немыслимых вложений в разработку и времени, но не для нас.. Это из-за рынка, который больше этого не допускает». Что могут сделать 50 сотрудников Ondarreta, так это настроить отделку своей мебели, и они часто делают это для проектов, начиная от Мадрида (стулья и столы в VIP-зале ARCO 2021 были их) до ресторанов в Лондоне., Сингапур и Сан-Франциско, офисы LinkedIn в Чикаго, молодежный центр в Македонии или дом посреди австралийской пустыни, проекты, которые достигли бренда через почти 2000 точек продаж, которые в настоящее время распространяют его по всему миру.

Производственный процесс кресла Bob на фабрике Ondarreta.
Как Ондаррета живет в новом десятилетии?
Про пандемию добавить особо нечего, дома с ней справляются, как с любой компанией, которая что-то производит: становится все труднее получить материал, обеспечить безопасность и уложиться в сроки, установить цены. Хотя, кроме того, что немаловажно, бренд продолжает работать над новыми дизайнами, предлагая при этом другие варианты уже имеющихся, например, добавляя к своим Aia и Lana 11 обивок. которые были представлены в 2021 году компанией Harris Tweed,известным производителем тканей из окрашенной, пряденой и сшитой натуральной шерсти на шотландском острове Льюис и Харрис.
Надя побывала там в начале 2020 года, познакомившись с ее постановкой вблизи. Он нашел много общего между двумя компаниями, помимо благородных материалов, с которыми обе работают: «В Harris Tweed они делают одну часть совместимой с другой,они индустриализируют все, что возможно, за исключением того, что можно сделать только вручную, что они делают с уважением к чрезвычайно традиционному ремеслу», - указывает он.

Кресло Rafael Moneo.
В документальном фильме «Мастера дизайна» (он был представлен на последней Архитектурной биеннале Эускади) также показано сходство Ondarreta с другими баскскими фирмами, все они родились между 70-ми и 80-ми годами и являются сторонниками производства в этом районе.«Существование этой небольшой группы компаний означает, что была создана местная экономика, тесно связанная с производством мебели, что, я думаю, приносит пользу всем нам, потому что мы не пересекаемся и не противостоим друг другу. Каждый идет в своем направлении», - считает Надя и отвечает на последний вопрос. Вы все еще работаете с пляжа Ондаррета? «К сожалению, нет», - смеется он. «Сейчас мы в Оярцуне, в 15 километрах от Доностии. Но я все равно живу в городе, между выходом из дома и работой обычно проходит минут 10 максимум, не больше».

Сотрудничество Harris Tweed (коллекция пуфов Aia).