Как работает антипробуксовочная система

Как работает антипробуксовочная система
Как работает антипробуксовочная система
Автомобили разбрызгивают воду в центре Окленда, Новая Зеландия, когда они едут по глубоким лужам во время сильного дождя.
Автомобили разбрызгивают воду в центре Окленда, Новая Зеландия, когда они едут по глубоким лужам во время сильного дождя.

В далекие темные века 1970-х хихикающие автомобильные инженеры в белых халатах, черных резиновых перчатках и очках с болтающимися ремешками на висках работали в глубоких темных немецких подвалах над созданием антиблокировочных тормозных систем, или АБС. Массив датчиков, компьютеров и технологического волшебства устранил необходимость качать тормоза. Как только эти датчики были на месте, было достаточно легко заставить их выполнять двойную функцию, чтобы шины не чирикали, не дымили и не скользили при ускорении автомобиля. К 1985 году некоторые менее безумные ученые создали системы контроля тяги.

И теперь, контроль тяги широко доступен, потому что он работает в связке с АБС автомобиля, которая требовалась для всех автомобилей, продаваемых в США в 2012 модельном году и позже. И хотя у него много названий и аббревиатур, все они означают одно и то же: более безопасное вождение благодаря системе контроля тяги:

  • ETC или TC: Электронный контроль тяги или просто контроль тяги
  • DSC: Динамический контроль устойчивости
  • DTC: Динамический контроль тяги
  • ESP: Электронная программа стабилизации

Где резина встречается с дорогой и электронные датчики

Toyota Mark X демонстрирует свою систему безопасности VGRS. VGRS, что означает рулевое управление с переменным передаточным отношением, управляет рулевым управлением, торможением и поворотом шин, чтобы уменьшить пробуксовку и занос при торможении и повороте на скользких поверхностях.
Toyota Mark X демонстрирует свою систему безопасности VGRS. VGRS, что означает рулевое управление с переменным передаточным отношением, управляет рулевым управлением, торможением и поворотом шин, чтобы уменьшить пробуксовку и занос при торможении и повороте на скользких поверхностях.

Учёные, разработавшие первые системы контроля тяги, не совсем сошли с ума. На самом деле, они, вероятно, были скучно ориентированы на задачи и стремились достичь поставленных целей в каком-нибудь красивом корпоративном здании с отпуском и льготами и ни одной парой черных резиновых перчаток в поле зрения. Все в порядке, инженеры. Будь таким. Читателям придется придумать собственное безумное кудахтанье, когда они будут читать, как работает антипробуксовочная система.

Итак, жизнь в двадцать первом веке означает, что в вашей машине есть компьютер. Это также означает, что в вашем автомобиле, вероятно, используется система привода по проводам, что означает отсутствие механической связи между педалью газа и механизмом дроссельной заслонки; нажатие на педаль акселератора посылает электронный сигнал на дроссельную заслонку, и она ускоряет автомобиль. А наличие ABS означает, что у вас есть датчики скорости на каждом колесе, отслеживающие скорость вращения колеса; компьютер сравнивает скорости всех четырех колес, чтобы убедиться, что одно из них не выполняет свою работу. В случае с ABS она следит за тем, чтобы одно из колес не заблокировалось и не отправило вас в кювет. В системе контроля тяги та же самая электроника следит за тем, чтобы все колеса вращались с одинаковой скоростью относительно дороги. Он определит, проскальзывает ли колесо - вы знаете, крутится ли оно быстрее, чем другие колеса, все дико и безумно. Кудахтанье может сработать, если хочешь.

У компьютера автомобиля есть несколько вариантов выбора, и то, что он выберет, зависит от того, как он был запрограммирован и каковы условия. Часто компьютер лишь немного притормаживает, чтобы замедлить движение вышедшей из-под контроля шины до тех пор, пока протектор не зацепится за дорогу и предотвратит ее проскальзывание. Если потребуются дальнейшие шаги, система контроля тяги может даже снизить мощность двигателя и крутящий момент до тех пор, пока шина не замедлится достаточно, чтобы получить сцепление с дорогой. Кудахтанье здесь может быть неуместным.

Когда это работает, а когда нет

В этом Lexus GS удачно используются сложные инженерные решения, чтобы удерживать автомобиль прямо и обеспечивать безопасную езду.
В этом Lexus GS удачно используются сложные инженерные решения, чтобы удерживать автомобиль прямо и обеспечивать безопасную езду.

Что нужно сделать, чтобы эта система заработала? Это лучшая часть: ничего страшного. Если бы эта маленькая сигнальная лампочка на приборной панели не загоралась, вы, вероятно, никогда бы не узнали, что система когда-либо срабатывала.

Когда дорога по какой-либо причине скользкая, скорее всего, загорится этот маленький огонек. Скользкие от дождя дороги, обледенелые участки и даже мокрые листья могут оказаться между цепкой резиной шин и бугристой поверхностью дороги. Когда шина цепляется за ледяной участок или теряет сцепление с дорогой в глубокой луже, датчики узнают об этом, и срабатывает система контроля тяги.

Это также помогает при ускорении с места. Хотя в таких ситуациях ваша машина движется не очень быстро, пробуксовка колес может привести к потере управления. В лучшем случае: вы выглядите дураком в местных новостях, когда ваши шины крутятся на красный свет во время ежегодного Снежного Покалипсиса в вашем городе. В худшем случае: вы съезжаете с дороги в канаву.

Когда у вас есть сцепление со всеми четырьмя шинами и они вращаются с одинаковой скоростью, ваша машина становится намного более стабильной. И именно поэтому страховые компании часто дают скидки на автомобили с ABS и антипробуксовочной системой. Страховщики любят стабильность.

Даже старые модели автомобилей имели элементарную систему контроля тяги. Вы когда-нибудь видели, как со стоянки выезжает старый заднеприводный маслкар? Если задняя часть раскачивалась и раскачивалась повсюду, а шины визжали и дымили, у этой машины, вероятно, не было заднего дифференциала повышенного трения. Задний дифференциал с ограниченным проскальзыванием удерживает два задних колеса автомобиля (куда направляется мощность двигателя) с одинаковой скоростью. Задние дифференциалы повышенного трения до сих пор используются в мощных заднеприводных спортивных автомобилях, но противобуксовочная система - гораздо более сложная система, которая используется во всех типах автомобилей. Нажмите на педаль автомобиля с 600-сильным двигателем V-12 в 2013 году, и система контроля тяги позаботится о том, чтобы как можно больше мощности было преобразовано непосредственно в движение автомобиля вперед с небольшой (или нулевой) потерей мощности. в причудливом маневре «рыбий хвост».

Ты не можешь меня контролировать

Chevrolet Camaro сжигает свои шины вместе с истребителем ВМС во время демонстрации в кабине экипажа авианосца USS Midway в Сан-Диего, Калифорния.
Chevrolet Camaro сжигает свои шины вместе с истребителем ВМС во время демонстрации в кабине экипажа авианосца USS Midway в Сан-Диего, Калифорния.

Есть люди, которые просто не любят, когда машины говорят им, что делать. Эти водители хотят чувствовать дорогу, управлять тормозами, чирикать шинами и ехать по дороге, слушая бостонский альбом Greatest Hits. Что ж, тогда ты должен знать, что трек номер шесть - "Cool the Engines", чувак, так что прими таблетку от озноба. Но чувак делает хорошее замечание - иногда хочется отключить контроль тяги. В этом случае обычно достаточно просто нажать кнопку на консоли, часто где-то рядом с левым коленом.

Зачем отключать что-то такое полезное? Что ж, на самом деле менее полезно иметь контроль тяги, когда у вас есть колесо, застрявшее глубоко в снегу или грязи. В этом случае вы хотите, чтобы шина вращалась, отбрасывая снег или грязь позади автомобиля, пока шина не найдет какую-нибудь твердую почву, за которую можно зацепиться. В той же ситуации небольшое раскачивание автомобиля вперед и назад может помочь вам вырваться из зацепления, а система контроля тяги не позволит вам раскачиваться. Просто спросите у любящего Бостон водителя.

Некоторые автомобили имеют плохую репутацию из-за этого. Система контроля тяги в Toyota Prius настолько чувствительна, что она будет резко тормозить на снегу, а не трясти тормозами, чтобы найти сцепление с дорогой. Он не допускает пробуксовки колес и даже отключает питание колес. Департамент защиты прав потребителей даже назвал его «опасным». В Интернете есть инструкции по отключению системы контроля тяги Prius; то есть, если вы хотите жить на этом краю. Однако, если вы не часто ездите на Prius в метели, возможно, лучше оставить его включенным почти все время.

Говоря о людях, у которых есть отношения любви и ненависти к противобуксовочной системе, давайте поговорим о гонках Формулы-1. Когда Bosch изобрел противобуксовочную систему в 1980-х годах, F1 была повсюду. А потом в 1990-х электроника и телеметрия вышли из-под контроля (посмотрите на Найджела Мэнселла и поразитесь его машине), и Формула-1 запретила противобуксовочную систему. Но система контроля тяги использует так много тех же систем и датчиков, что и другие законные устройства, поэтому официальные лица Формулы-1 просто не могли определить, кто жульничает, используя контроль тяги. Так что в 2002 году боги Формулы-1 позволили это еще раз. Но перерыв был недолгим. Контроль тяги также был частью систем управления запуском, которые F1 запретила в 2004 году, а сама система контроля тяги в конечном итоге последовала - еще раз - будучи запрещена во второй (и пока что) последний раз в 2008 году.

Примечание автора: как работает антипробуксовочная система

Я живу на северо-западе Тихого океана, где снег в основном лежит в горах. В долинах выпадает много дождей, но дороги имеют уклон, и у нас в городе довольно хороший дренаж. Но листья! Мокрые листья каждую осень каждый год задействуют мою систему контроля тяги. Водосточные желоба заполняются листьями и забивают решетки на улице, оставляя груды мокрых листьев, плавающих в нескольких дюймах от воды. Если я осмелюсь припарковаться у бордюра, я гарантированно немного пробуксовываю колеса, когда буду трогаться с места. Забавно, что мне понадобилось некоторое время, чтобы научиться жить в гармонии с ABS - я так сильно хотел прокачать свои тормоза - но довольно быстро начал полагаться на контроль тяги. Легко нажимайте на педаль газа, подождите, пока система сработает, а шины со стороны желоба зацепятся, а затем выезжайте с парковочного места. Осень - единственный сезон, когда используется моя система контроля тяги.