
Это может быть путевой дневник, написанный инопланетянами. Возможно, это свидетельство малоизвестной культуры, полностью утраченной для истории. Может быть, это просто тарабарщина или даже тщательно продуманная мистификация, призванная поставить в неловкое положение древнего ученого. Это может быть просто странно закодированная книга по ботанике. Это рукопись Войнича, и это одна из самых непреходящих загадок в истории книгопечатания.
Рукопись Войнича представляет собой странный и сбивающий с толкукодекс (древний манускрипт, собранный в виде книги); сотни лет, он заполнен причудливым шрифтом на языке, который никто не узнает. Он украшен цветными иллюстрациями растений, которые никто никогда не каталогизировал, а также астрономическими диаграммами, устрашающими обнаженными женщинами и, возможно, средневековыми рецептами и медицинскими советами.
Книга длиной более 200 страниц представляет собой длинную загадку. Ученые, философы, искусствоведы и, возможно, в первую очередь криптографы со всего мира пытались разгадать язык или код книги. Ученые-компьютерщики атаковали текст с помощью мощных процессоров и сложных алгоритмов. Все они потерпели неудачу до такой степени, что никто на самом деле не знает, являются ли буквы в книге действительно буквами или цифрами, или, возможно, чем-то совершенно другим.
В то время как профессиональные дешифровщики и любители спорят о содержании этого загадочного текста, никто не оспаривает один факт: манускрипт Войнича представляет собой захватывающую тайну, которая проверяет самые пределы нашей способности разгадывать тайны прошлого.
Из Европы в Йель

Никто не знает, откуда взялась рукопись Войнича, хотя стиль ее иллюстраций, кажется, соответствует европейскому искусству XV века. В 2009 году ученые из Аризонского университета провели углеродный анализ книги и подтвердили, что она, вероятно, была сделана несколько сотен лет назад, возможно, в начале 1400-х годов.
Сведений о книге не так много, но в 1639 году пражский коллекционер антиквариата по имени Георг Бареш отправил письмо Афанасию Кирхеру, ученому-иезуиту, живущему в Риме. В своем письме Бареш описал «письмо неизвестными буквами» и «различные изображения, звезды и другие предметы, имеющие вид химического символизма». Он предположил, что книга была своего рода хранилищем средневековой медицинской информации, но ее нечитаемый язык означал, что она просто «бесполезно» лежала в его библиотеке.
Кирхер имел репутацию человека, разгадывающего иероглифы и тайны, но по неясным причинам Бареш так и не отправил ему фолиант. После смерти Бареша рукопись досталась его другу по имени Ян Марек Марси.
Марси тоже связалась с Кирхером. В письме он предложил дразнящий (но недоказуемый) отрывок из истории книги. Марси была знакома с Рафаэлем Мнишовским, служившим Рудольфу II, императору Священной Римской империи и королю Богемии, который сам любил собирать непонятные и странные вещи. Мнишовский утверждал, что книгу купил Рудольф II и что автором, скорее всего, был человек эпохи Возрождения и францисканский монах Роджер Бэкон.
Благодаря Марси книга, скорее всего, оказалась в личной библиотеке Кирхера, но на следующие два столетия исчезла из истории. Затем, в 1912 году, книготорговец Уилфрид Войнич купил рукопись в Италии. Он потратил годы, пытаясь определить происхождение книги, и искал экспертов, которые, по его мнению, могли бы расшифровать ее содержание. Ни один из них не преуспел, но его усилия принесли ему известность, навсегда связав его имя с рукописью.
Страницы прошли еще через несколько рук, прежде чем нашли постоянное место в библиотеке Йельского университета в 1969 году. Вы можете посетить веб-сайт библиотеки, чтобы просмотреть изображения документа в высоком разрешении целиком.
Его древний пергамент вызвал гигантские споры, но сама книга на самом деле довольно маленькая. Он имеет размеры около 9 дюймов (23 сантиметра) в высоту и 6 дюймов (16 сантиметров) в ширину и содержит 246 страниц. Однако в книге есть пробелы, и эксперты считают, что количество страниц когда-то превышало 270.
Страницы не бумажные. Они сделаны из пергамента, который сотни лет назад получали из специально обработанной телячьей кожи.
Написание книги было серьезной задачей. После тщательного анализа почерка исследователи пришли к выводу, что большую часть письма написали по меньшей мере два, а возможно, и восемь человек, и они, вероятно, потратили по меньшей мере несколько месяцев труда на создание своего шедевра. Вся эта тяжелая работа привела к интригующему и неразборчивому потоку сценариев и иллюстраций, который ставит всех в тупик.
Живописный и загадочный

Всего около 30 различных символов в предполагаемом алфавите, из которого состоит текст Войнича. Они полны изящных петель и кривых, и, насколько известно, они могут представлять собой буквы или, возможно, числа. В общей сложности в книге примерно 170 000 слов, все написаны безупречным почерком, без ошибок или каракулей, которые можно было бы найти во многих документах той же эпохи.
На основе вариаций иллюстраций книгу можно разделить на шесть разных разделов, темы которых разделены на медицину, рецепты, травы, астрономию, биологию человека и космологию. Показательно, что определенные слова появляются только в связи с определенными разделами текста, подразумевая, что у каждой части предмета есть свой собственный словарный запас, что и происходит в настоящих книгах с реальным значением.
Исследователи вообще не понимают сценарий, поэтому они даже не могут с уверенностью сказать, что сценарий составляет то, что мы назвали бы словами или предложениями. Но это не просто случайные символы, разбросанные по страницам. В символах есть шаблоны, которые, кажется, следуют структуре, похожей на известные языки.
Например, по абзацам разбросаны слова, имитирующие другие языки. Также есть определенный символ, который можно увидеть только в первых строках определенных абзацев. Подобные структуры было сложно, но не невозможно, подделать, особенно в 1400-х годах.
Ну и, конечно же, иллюстрации. Картинки в рукописи кажутся галлюцинаторными, что, кажется, отделяет их от реальности, особенно десятки растений, украшающих страницы. Есть тонкие лозы, которые, кажется, превращаются в человеческие органы или лица. Многие другие выглядят так, как будто автор скопировал и вставил различные части нескольких растений, чтобы создать совершенно новые виды. Есть несколько таких, которые, по мнению ботаников, они идентифицировали, но, учитывая грубый характер рисунков, в этом нельзя быть уверенным.
Есть также изображения, на которых изображены только части растений, что, возможно, указывает на их лекарственную или кулинарную ценность. Иногда они сопровождаются банками, которые доктор того времени использовал бы для выдачи элементарных лекарств.
В другом разделе представлено множество астрономических рисунков со звездами и лунами, иногда расположенными в виде спиралей и кругов, с обозначениями. На других страницах обнаженные женщины отдыхают в ваннах, держа звезды в воздухе, любуясь милой козой. Мы лишь частично шутим.
На одной из самых известных фотографий изображена серия довольно удивленных (и, возможно, беременных) обнаженных женщин, поддерживающих отдельные части того, что похоже на водопроводную или ирригационную систему. На современный взгляд эти изображения немного странные, но больше всего они просто озадачивают.
Дело в том, что в рукописи Войнича есть очень странные картинки. Как и в случае с текстом, никто на самом деле не знает, что именно должны изображать изображения.
Типичный и беспорядочный

Скользкое происхождение манускрипта Войнича означает, что у ученых не так много отправной точки для начала своих исследований значения текста. Хотя многие считают, что она была сделана в Европе, другие считают, что книга возникла в Азии или даже за океаном, в Мексике или Южной Америке.
Без четкого географического происхождения у исследователей нет культурных подсказок, которые могли бы помочь в их исследованиях. То, что у них осталось, это сплошная абстракция и предположения.
После более чем 100 лет исследований, похоже, существуют три основные теории относительно значения содержания книги. Во-первых, она может быть написана на языке, которого ученые никогда раньше не видели. Во-вторых, это может быть искусно закодированное сообщение, которое на самом деле соответствует языку, с которым мы уже знакомы. Или в-третьих, это может быть просто куча аккуратных каракулей, придуманная куча чуши, которая на самом деле вообще ничего не значит.
Это также может быть бред хитроумного человека с серьезным психическим заболеванием. Возможно, его собрал монах-аутист, обладающий талантом к умственной акробатике, необходимой для такого сложного документа. Существует также теория, что текст мог быть разновидностьюглоссолалии, другими словами, речью на языках, но изложенной на страницах, а не произнесенной вслух.
И тогда, конечно, может быть обман. Многие эксперты считают, что рукопись, вероятно, является подделкой. Они указывают на определенные отрывки, например, на те, где одни и те же слова встречаются два или три раза подряд, а также на причудливые иллюстрации растений, большинство из которых выглядят так, как будто они принадлежат сказкам, а не реальному миру. По крайней мере, один статистический анализ показал, что композиция текста больше похожа на бессмысленную тарабарщину, чем на что-либо осмысленное.
Возможно, кто-то создал его, чтобы высмеивать или бросать вызов ученым. Или, может быть, это должно было стать загадочным произведением искусства, которое привлечет внимание и принесет богатство создателю.
Следует отметить, что художественные мистификации не были редкостью в 1400-х годах. Тем не менее, большинство афер были упрощенными и, конечно же, далеко не такими масштабными и сложными, как Войнич. Кроме того, в эпоху, когда на создание книг уходили месяцы, зачем кому-то тратить столько усилий на подделку? И почему хитрость была разработана так, чтобы сбивать с толку? Если никто вообще не может понять произведение, зачем тратить время на его создание?
Это те вопросы, которые не дают исследователям, как любителям, так и профессионалам, спать до поздней ночи.
Непостижимая загадка

Когда Уилфрид Войнич начал просить помощи в расшифровке своей загадочной книги, он, вероятно, никогда не предполагал, что текст выдержит 100 лет пристального внимания современных ученых и дешифровщиков.
Огромная часть потенциальных дешифровальщиков считает, что сценарий представляет собой шифр, а символы соответствуют известному языку. На протяжении десятилетий многие люди применяли различные средства для взлома этого кода, полагая, что если им удастся создать своего рода легенду, то они смогут расшифровать всю книгу. Примечательно, что один из первых людей, просматривавших документ в 20-м веке, применил совершенно иной подход.
В 1921 году Войнич одолжил документ Уильяму Ньюболду, философу из Пенсильванского университета. Ньюболд решил, что текст сам по себе бессмыслен, но крошечные узоры на чернилах были своего рода микроскопической стенографией, содержащей истинное послание книги. На самом деле эти узоры появлялись случайным образом по мере высыхания чернил, и в наши дни идеи Ньюболда считаются такими же странными, как и сама книга.
Одна из первых крупных совместных работ по расшифровке Войнича набирала обороты после окончания Второй мировой войны. Криптолог Уильям Фридман прославился расшифровкой японских сообщений во время войны, а также помог создать Агентство национальной безопасности. Он и команда первоклассных аналитиков собрались вместе, чтобы решить загадки книги. Примерно через 30 лет Фридман сдался, посчитав книгу невозможной для понимания.
С тех пор ученые всех дисциплин применили свои знания к рукописи. Ни один из них не добился явного прогресса.
Непроницаемость книги также является ее очарованием. В эпоху Интернета, когда сотни миллионов людей могут получить доступ к страницам всего несколькими щелчками мыши, исследователи надеются, что, возможно, коллективный разум Сети раскроет секреты рукописи. Возможно, присоединившись к нашим коллективным человеческим знаниям, достаточное количество людей соберет достаточно подсказок, чтобы расшифровать текст.
Тем временем в сети полно людей, которые утверждают, что разгадали код книги. Они подкрепляют свои теории многословными (и иногда легко читаемыми) объяснениями того, как читать текст. На сегодняшний день ни один из них не преуспел.
Тогда, конечно, всегда возникает вопрос, действительно ли мы хотим, чтобы кто-нибудь, наконец, взломал код книги. Это означало бы конец этой причудливой многовековой загадки и, так сказать, последнюю главу в том, что манускрипт завладел нашим народным воображением. Без тайны это просто еще один старый фолиант, безусловно интересный и искусный, но не текст, защищенный каким-то утерянным языком или непроницаемым кодом. Может быть, Войнич должен остаться таким, какой он есть, неразгаданным и полным загадок, которые будут ломать наши головы до конца времени.
Примечание автора: как работает рукопись Войнича
Лично я какое-то время люблю загадки. В конце концов, однако, они начинают сводить меня с ума. Есть ли разумная жизнь за пределами Земли? Элвис действительно мертв? Сможет ли кто-нибудь когда-нибудь прочитать рукопись Войнича? Есть большая вероятность, что мы никогда не ответим ни на один из этих вопросов в моей жизни. И когда дело доходит до Войнича, меня утешает тот факт, что даже если он расшифрован, он, скорее всего, не содержит никакой информации, изменяющей вселенную. По крайней мере, так я утешаю себя, зная, что у меня никогда не будет ответов.