
Слово «ученый» вошло в английский язык в 1834 году. Именно тогда историк и философ Кембриджского университета Уильям Уэвелл ввел этот термин для описания человека, который изучает структуру и поведение физического и природного мира посредством наблюдений и экспериментов. Таким образом, вы могли бы выдвинуть аргумент, что первым современным ученым был кто-то вроде Чарльза Дарвина или Майкла Фарадея, двух знаковых фигур, которые также оказались современниками Уэвелла. Но даже если этот термин не существовал до 1830-х годов, люди, воплощавшие его принципы, существовали.
Чтобы найти самого первого ученого, мы должны отправиться в прошлое еще дальше. Мы могли бы вернуться к древнейшему из древних греков, вплоть до Фалеса Милетского, жившего примерно с 624 г.до 545 г. до н. э. По многим данным, Фалес многого добился как в науке, так и в математике, но он не оставил письменных записей и, возможно, был, подобно Гомеру, знаменитой фигурой, получившей признание за многие великие достижения, но, возможно, никогда не существовавшей.
Мы могли бы рассмотреть и других древних греков, таких как Евклид (отец геометрии) или Птолемей (заблуждающийся астроном, поставивший Землю в центр космоса). Но все эти люди, несмотря на то, что они были великими мыслителями, полагались на выдвижение аргументов, а не на проведение экспериментов для подтверждения или опровержения гипотез.
Некоторые ученые считают, что современная наука берет свое начало от внушительного класса арабских математиков и философов, работавших на Ближнем Востоке за десятилетия до начала европейского Возрождения. В эту группу входили аль-Хорезми, Ибн Сина, аль-Бируни и Ибн аль-Хайтам. На самом деле, многие эксперты признают Ибн аль-Хайтама, жившего на территории современного Ирака между 965 и 1039 годами н. э., первым ученым. Он изобрел камеру-обскуру, открыл законы преломления и изучил ряд природных явлений, таких как радуги и затмения. И все же остается неясным, был ли его научный метод действительно современным или больше напоминал Птолемея и его греческих предшественников. Также неясно, появился ли он из мистицизма, все еще распространенного в то время.
Определить, когда полностью исчезло влияние мистицизма среди ученых, практически невозможно. Что легче определить, так это характеристики современного ученого. По словам автора Брайана Клегга, современный ученый должен признать важность эксперимента, использовать математику как фундаментальный инструмент, беспристрастно рассматривать информацию и понимать необходимость общения. Другими словами, он или она должны быть освобождены от оков религиозной догмы и готовы наблюдать, реагировать и мыслить объективно. Ясно, что многие люди, занимавшиеся научной работой в XVII веке, - Христиан Гюйгенс, Роберт Гук, Исаак Ньютон - удовлетворяли большинству этих требований. Но чтобы найти первого ученого с такими характеристиками, придется отправиться в эпоху Возрождения, в середину 16 века.
Мы отправимся туда дальше.
Гилберт получает звание первого ученого

Вы, вероятно, думаете о Галилео Галилее при упоминании науки эпохи Возрождения, и это правильно. Он перевернул представления Аристотеля о движении и стал объяснять такие сложные понятия, как сила, инерция и ускорение. Он построил один из первых телескопов и использовал его для изучения космоса. То, что он увидел через линзы своего прибора, переместило Землю из центра Вселенной и поставило ее на подобающее место. Во всей своей работе Галилей подчеркивал необходимость наблюдения и экспериментирования. И все же Галилей многим обязан другой выдающейся фигуре, родившейся 20 лет назад.
Его звали Уильям Гилберт, довольно малоизвестная фигура в истории науки. Вместе с Галилеем Гилберт был занят применением научного метода в своей работе и подавал пример своим коллегам после того, как прошло первое десятилетие 17 века. Вот что Джон Гриббин сказал о Гилберте и Галилее в своей книге 2002 года «Ученые»:
Хотя Галилей - одна из выдающихся фигур в науке, имя которой сегодня известно каждому образованному человеку, а Гилберт менее известен, чем он того заслуживает, Гилберт родился раньше и, по крайней мере, в хронологическом порядке, заслуживает звание первого ученого.
Гилберт родился в 1544 году в известной местной семье и учился в Кембриджском университете между 1558 и 1569 годами. В конце концов, он поселился в Лондоне и начал успешную карьеру врача, посещая как королеву Елизавету I, так и ее смерть в 1603 году королю Якову I.
Однако именно исследования Гилберта о природе магнетизма могут сделать его первым ученым современности. Кульминацией этой работы стала «De Magnete, Magneticisque Corporibus, et de Magno Magnete Tellure» («О магните, магнитных телах и великом магните Земли»), первая значительная книга о физических науках, опубликованная в Англии. В предисловии к книге Гилберт описал необходимость «надежных экспериментов и продемонстрированных аргументов» вместо «догадок и мнений философских спекулянтов». Он также рассуждал о необходимости проводить эксперименты «внимательно, умело и ловко, а не безрассудно и небрежно».
Ученый последовал собственному совету. Книга Гилберта настолько подробно описала его исследования, что другой человек мог воспроизвести его работу и проверить его результаты. Это исследование привело ко многим важным открытиям в области магнетизма. Он был первым, кто полностью объяснил, как работает магнитный компас, и предположил, что Земля является магнитной планетой. Ученый парень тоже обратил свой пытливый ум к небу.
Гилберт оказал прямое влияние на Галилея. Знаменитый итальянский ученый прочитал Де Магнете и повторил многие его опыты. Легко представить, как Галилей корпит над книгой и кивает, подтверждая идеи Гилберта об экспериментах и наблюдениях - идеи, которые сам Галилей применил бы в своей новаторской работе. Стоит ли удивляться, что Галилей провозгласил Гилберта основателем научного метода? Одного этого подтверждения может быть достаточно, чтобы обосновать утверждение о том, что Уильям Гилберт был первым ученым современности.
Где Бекон?
Многие научные книги называют Фрэнсиса Бэкона отцом научного метода. Разве это не делает его первым ученым? Это зависит. Бэкон, безусловно, популяризировал методы и приемы научного исследования, но он был скорее философом, чем экспериментатором. Уильям Гилберт и Галилей, напротив, были учеными-практиками. Они разрабатывали эксперименты, проводили их и записывали результаты - точно так же, как вы делали это на уроках физики в старшей школе. Эта приверженность проведению точных, воспроизводимых экспериментов является одной из отличительных черт современной науки.