Под эгидой Rolex архитектор Дэвид Аджайе помог молодой африканке Мариам Камара спроектировать культурный центр в Нигере на фоне новой архитектурной самобытности континента.

Дэвид Аджайе и Мариам Камара на рынке в Дандаджи, Нигер, созданном ею.
Rolex выбрала его, а он выбрал ее: ганца David Adjaye, один из самых уважаемых архитекторов в мире, имеющий дизайн-студии в Лондоне, Нью-Йорке и Аккре, два года назад решил принять участие в Mentor and Программа Protégé Arts Initiative швейцарского производителя часов, проводимая раз в два года, которая с 2002 года позволяет признанным профессионалам из различных дисциплин (кино, танцы, музыка или архитектура) контактировать со своими менее опытными коллегами, чтобы поддержать их в их карьере. Дэвид Чипперфилд, Питер Цумтор или Кадзуйо Сэдзима - вот некоторые из имен, которые предшествовали ему в этой роли наставника. «Африка была последним промышленно развитым континентом и в последние годы переживает большой строительный бум. Так что я хотел работать с молодым талантом оттуда и нашел Мариам Камара, которая была очень предана своей стране, Нигеру. Я был эгоистично заинтересован в том, чтобы увидеть эту землю их глазами и подтолкнуть ее к более общественной роли через этот культурный центр в Ниамее, столице».

Визуализация проекта нового культурного центра.
Рука об руку с Мариам Аджайе побывал в почти нетронутых 400- и 500-летних городах, чего практически не существует на остальном континенте. «Нигер находится на перекрестке между востоком и западом, и он был частью Соленого пути. В их домах есть элементы архитектуры пустыни из материалов, таких как песок или земля, но смешанные формы, которые также основаны на мусульманской культуре. Есть настоящие сокровища, которые пережили века», - объясняет Камара. И через прошлое, как Аджайе сделал со многими своими работами (наиболее известным из которых является Смитсоновский национальный музей афроамериканской истории и культуры в Вашингтоне), они смотрели в будущее. «Проект - это декларация о том, насколько важно знать историю, чтобы двигаться вперед», - говорит Камара. «Я бы добавил, что опасно думать, что современность принадлежит только Западу. У прогресса нет единой эстетики, и мы, африканцы, должны найти свой собственный голос, потому что наша история - это прерванная история», - продолжает он.

Другой вид на здание.
В этих помещениях она разработала полуоткрытое пространство, построенное из местных материалов, где женщины могут свободно ходить, как мужчин (важно в мусульманской стране), который гармонирует с городом и получил одобрение людей благодаря различным мастерским. Если это, наконец, произойдет, культурный центр станет библиотекой под открытым небом, художественной галереей и местом встречи одновременно. Неплохо для страны, где до сих пор единственными общественными местами были мечети. «В Нигере есть много проблем современной архитектуры, таких как устойчивость, перенаселение или изменение климата, но они усугубляются опустыниванием. И это объединяет меня с Аджайе, который всегда создает из контекста», - заключает Мариам. «Это поворотный момент для нашей профессии. Пришло время переосмыслить себя и быть радикальным, но не в формах, а в способах ведения дел. Вы должны спросить себя не только об эстетике, но и о том, что означает каждое здание и какое у него предназначение», - заключает Аджайе.



Текст первоначально опубликован в феврале 2020 г.