Музей абстрактного искусства в Куэнке - один из немногих, посвященных исключительно этому направлению. Как город Висячих домов стал мировым эталоном?

Расположен в уникальном месте; Висячие дома Cuenca, Музей абстрактного искусства - одно из немногих учреждений, посвященных исключительно абстрактному искусству как таковому в мире и имеет одну из самых символичных коллекций этой художественной практики. Открытый в 1966 году Фернандо Зобелем и управляемый с 1981 года Фондом Хуана Марча, он содержит мощную постоянную коллекцию (800 работ 150 художников), другие временные и продуманная образовательная программа. Мало того, музей Куэнки также является исключительным центром документации: Фонд дополнил обширную коллекцию, подаренную Зобелем, другими приобретениями, такими как коллекция Амоса Кахана в Нью-Йорке

ДОЛО И. Ф.
Руководящие и музейные критерии Фонда сыграли решающую роль в превращении этого уникального пространства в мировую точку отсчета современного искусства с одним из самых оригинальных зданий Исторического наследия Старой Европы. Эволюция была захватывающей: от как произведение домашней архитектуры превратилось в абсолютную икону Современности
История с самого начала
Но как маленький городок Куэнка, в то время находившийся вдали от проторенных дорог, стал мировым эталоном? Вернемся к началу: Zóbel, (Манила, 1924) - разносторонний персонаж, который бросил все, чтобы посвятить себя живописи и находит на выставках по прибытии в Испанию сливкам абстрактного искусства того времени: так называемым абстракционистам (Тапиес, Каногар, Милларес, Фейто, Ривера, Серрано, Чиллида, Саура) и другие, такие как Sempere, или Oteiza, творцы, пользовавшиеся определенным международным признанием в противовес культурной инерции серой Испании, только вышедшей из послевоенного периода и не понявшей этого нового Авангарда.

Вид на зал 3 Музея испанского абстрактного искусства в Куэнке.
Началась плодотворная дружба: Зобель, Густаво Торнер и Херардо Руэда сформировали оси мощного художественного движения, предшественников авангарда. Гард абстрактной панорамы 50-х и 60-х годов, которые пили из истоков американского абстрактного экспрессионизма и европейского неформализма. William Dyckes в своей книге «Современное испанское искусство» (Нью-Йорк, 1975) уже называет эту группу «небольшой колонией художников, которая разрослась, когда она была основана». музей. Развернулось неудержимое культурное движение, и Куэнка должна была стать его эпицентром: художники начали покупать дома и переезжать в город Куэнка».

Вид на зал 6 Музея испанского абстрактного искусства Куэнки.
Дружба художников и предложение Торнера для его города выйдут за рамки физического пространства и в проекте, который станет одной из вех в истории испанского искусства: Музей Абстрактного Искусства Сила ли в единстве? В данном случае это громкое Да. После серии безуспешных попыток найти место для музея Торнер, в конце концов, поговорил с Зобелем о группе зданий, известных как «Висячие дома», построенных в 15 и 16 веках на Ос-де-Уэкар. Зобель выбрал город Куэнка, влюбленный в анклав и воодушевленный удобствами, которые совет предоставил им в то время. До Зобеля уже начался проект реконструкции домов, которые долгое время пустовали и заброшены, но последующая работа над зданием была решающей.

Хауме Бласси. Спуск на Пласа-де-Ронда, Куэнка, 1966 год.

Фернандо Зобель в главном зале Музея испанского абстрактного искусства, Куэнка.
Уникальный музей
Одним из качеств, делающих этот небольшой музей уникальным, является симбиоз здания и работы, забота о сотрудников, что все размещено в соответствии с указаниями учредителей. «Поскольку это музей, созданный художниками, экспонаты расположены не в хронологическом порядке, а в соответствии с отношениями, установленными между ними, внутренним пространством и ландшафтом», - говорит Дэвид Плаза, руководитель образовательной программы Фонда Хуана Марча. в бассейне.
Помимо внутреннего пространства, Музей и его художники также взаимодействовали с местом, где располагался Музей, и с помещениями:« Благодаря процессу архива устной памяти я обнаружил, что отношения между Зобелем и музеем с окружающей средой, районом Каско Антигуо, были очень тесными и происходили естественным образом, что и ищут институциональные музеи. в настоящее время. В данном случае это произошло незамедлительно: например, Zóbel спонсировал детскую футбольную команду Casco Antiguo, среди прочего», - отмечает Плаза.

Вид на зал 4 Музея испанского абстрактного искусства Куэнки.
Планировка комнат очень своеобразна: в форме лабиринта и в шахматном порядке ступенями к верхним этажам. На последних этапах реформы Франсиско Леон Мелер он ввел прозрачную стену смотровых площадок наверху и, таким образом, получил захватывающий вид на скалы Уэкар.
Francisco Calvo Serraller отметили как одну из сильных сторон Музея Куэнки решительный отбор художников и работ и новаторский способ понимания музея, который тогда (и сейчас) удивлял, как музеологическое сооружение, «которое локально создавало полюс интеллектуального излучения необычайного совершенства».

Вид на зал 9 Музея испанского абстрактного искусства в Куэнке.
Небольшой город превратился в мировой эталон благодаря работе художника и его друзей и безупречному музейному проекту благодаря Fundación Хуан Марч, образовательная программа, временные выставки… Нет оправдания не посетить Куэнку.