Великий Энцо Мари покинул нас сегодня в возрасте 88 лет. Мир прощается с одним из ключевых дизайнеров в культурных дебатах последних 60 лет. Его работа была гимном свободе выражения мнений.
Энцо Мари покинул нас сегодня, за несколько дней до открытия его последней крупной индивидуальной выставки: Энцо Мари, куратор Ханс Ульрих Обрист и Франческа Джакомелли на Миланской Триеннале. «Мари - промышленный дизайнер, а также дизайнер мебели и выставок, художник, автор плакатов, полемист, известный своими высказываниями против мира дизайна. Каждый раз, когда он проезжал через Милан, он никогда не упускал возможности навестить его и его партнер, Леа Верджин, великий искусствовед, феминистка, куратор и пионер искусства перформанса, и мы вместе посетили несколько выставок», - так пишет о нем Ульрих. И продолжает: «Больше всего его беспокоило то, что мир дизайна искал прибыль: он хотел избавиться от этой идеи прибыли, маркетинга, индустрии, брендов, даже рекламы. Потому что, по словам Мари, дизайн является дизайном только в том случае, если он также передает знания».
Одним из ключевых аспектов фигуры Энцо Мари является его декларируемая политическая манифестация. Работа Мари всегда проистекает из демократических и политических намерений. «Я коммунист», - сказал он в недавнем интервью, и хотя это звучит скорее как провокация, в его объектах чувствуется сильный и ясный социальный замысел: мысль о том, что красивые вещи должны быть доступны каждому, а потому быть воспроизводимый, является основой всех ваших проектов. С пятидесятых годов он участвовал в авангардных движениях, но всегда отвергал клише абстрактного интеллектуала и дистанцировался от публики, вместо этого указывая на философию дизайна как на деятельность, призванную преобразовать общество. Одна из его самых известных книг - «25 способов забить гвоздь», опубликованная в 2011 году, представляет собой глубокое концептуальное разочарование итальянского дизайна прошлого века.
The Galleria Milano показывает до 16 января Enzo Mari. Серп и молот, филологическая репродукция выставки "Серп и молот". Три способа, которыми художник может внести свой вклад в классовую борьбу, с помощью которых в апреле 1973 года Карла Пеллегрини, влиятельный галерист, умерший год назад, торжественно открыла новое помещение на виа Турати/виа Манин, где галерея стоит до сих пор. Затем Мари переработала этот глобальный символ в «эстетически возвышенном» виде, придя, однако, к выводу, что «формальная ценность не влияет на передаваемое сообщение».

Поэтика самодизайна
В 1974 году Энцо Мари опубликовал Proposta per un'autoprogettazione, проект по реализации мебели с помощью простых сборок из досок и необработанных гвоздей. Он определил это как «элементарную технику, с помощью которой каждый может справиться с текущим производством с критическими возможностями». Книга представляет собой стимул - и провокацию - к размышлениям об объектах, которые заполняют нашу повседневную жизнь, связывая наше творчество со способностью строить самостоятельно, следуя дизайнерским чертежам, стул, стол, полку или кровать, среди значки - это стул P, первый проект собственного дизайна. Если дизайн для Энцо Мари «это лучший способ избежать дизайна», такое же внимание к практике дизайна можно найти и в детских играх и книгах, которые считаются инструментами для понимания мира, а не объектами для времяпрепровождения. В книге L' altalena (1961) он концептуально говорит о количествах, формах, весах и балансах; со слонами, змеями и кенгуру, гоняющимися друг за другом, пересекающимися, прыгающими своими «тяжелыми телами» на концах более простых качелей в поисках возможного баланса.
Через AD Италия