
Представьте, что вы играете в игру «Старая дева» с ребенком. Она собирается выбрать карту Старой Девы в вашей руке, что будет стоить ей игры. Вы думаете о том, как бы она обрадовалась, если бы выиграла, и намекаете, что она, возможно, захочет выбрать другую карту. Она делает, и она побеждает. Вы оба счастливы. Но было ли мудрым решением позволить ей выиграть?
Психологи и специалисты по воспитанию детей давно говорят, что детям нужно время от времени проигрывать. Они утверждают, что проигрыш в играх или спорте помогает детям выработать навыки выживания, развить эмпатию и узнать, на что похож реальный мир. Новое исследование, проведенное Амхерст-колледжем и Университетом Вирджинии, показало, что преднамеренное проведение игры или испытания может привести к тому, что дети не смогут эффективно выносить суждения или читать важную информацию и подсказки.
В ходе исследования исследователи провели серию испытаний, в которых 4- и 5-летние дети (большинство из них из белых семей, среднего и высшего класса) играли в игру со спрятанными предметами. Двое взрослых дали детям подсказки о местонахождении предметов. Один взрослый дал точные подсказки, а другой дал ложные. Затем исследователи настроили игру так, что половина детей всегда находила спрятанный предмет, что бы ни говорили взрослые. Остальные дети играли в игру, рассчитанную на волю случая, в которой они с большей вероятностью находили спрятанный предмет, если внимательно слушали и выясняли, кто из взрослых дает полезные подсказки.
После этого исследователи спросили детей, кого из двух взрослых они выбрали бы, чтобы помочь им найти больше спрятанных предметов. Неудивительно, что дети в игре без фальсификаций предпочитали взрослых, которые давали точные советы. Но у тех, кто был в фальсифицированной версии, не было никаких предпочтений. Они не понимали, что только один взрослый дал им полезную информацию.
Это означает, что если вы всегда позволяете детям побеждать вас в Old Maid, они могут не научиться считать количество карт в своей руке, что у вас в руке, что в колоде и где они в последний раз видели Old Maid. Если позволить детям постоянно побеждать, это может привести к тому, что у них разовьется общая неспособность определять важную информацию, имеющую отношение к будущему успеху.
Обман, чтобы помочь детям выиграть игры, связан с сегодняшней «культурой трофеев», где детям часто дают награды просто за участие в спортивных и других соревнованиях. «Награды за участие передают некоторые сообщения, которые в конечном итоге причиняют детям боль», - говорит Ники Нэнси, лицензированный психотерапевт и доцент социальных услуг и психологии в Бикон-колледже, которая не участвовала в исследовании. Вручение трофеев за участие может показаться добрым жестом - в конце концов, все там усердно работают - это может иметь неприятные последствия.
«Родители могут полагать, что они обеспечивают хорошую самооценку своего ребенка, вознаграждая его за появление», - говорит Нэнси. «На самом деле, они настраивают их на то, чтобы они злились и чувствовали себя преданными, когда сверстники, партнеры, учителя и работодатели не находят их простое присутствие «потрясающим». Она также отмечает, что низкая терпимость к отвержению, которая может развиться у детей, которых чрезмерно вознаграждают, часто лежит в основе домашнего насилия и стрельбы в школах.
Но другие эксперты говорят, что поощрение положительной самооценки с помощью совместных трофеев не обязательно вредно. Однако детям важно научиться отличать настоящие достижения от простого участия. Также взрослые должны следить за тем, как много они хвалят детей. Если они дают слишком много, дети могут оказаться менее устойчивыми. Суть в том, чтобы ограничивать похвалу теми случаями, когда дети действительно делают что-то впечатляющее, например разрабатывают стратегию, концентрируются или творчески подходят к сложным задачам.
«Самоуважение не зависит от того, что тебя обожают, - говорит Нэнси. «Хорошая самооценка - это результат мастерства. Если мы не позволим детям потерпеть неудачу, они упустят возможность взять на себя ответственность за успех».
Интересно
В отчете The State of the Kid журнала Highlights за 2015 год 60 процентов опрошенных детей заявили, что справедливо, если каждый, кто занимается спортом, получает трофей, главным образом потому, что это вознаграждает за тяжелый труд. Но остальные дети также назвали трудолюбие и справедливость причинами, по которым трофеи должны доставаться только победителям.