
Это одна из самых известных историй в еврейской Библии (известной христианам как Ветхий Завет) - когда Иисус Навин и его израильская армия окружили великий город-крепость Иерихон, затрубили в свои могучие трубы из бараньего рога и "стены рухнули."
И центральное место в этой захватывающей истории занимает увлекательный персонаж по имени Раав. Мало того, что Раав женщина - достаточно редкое явление в Библии, - она еще и иностранка и проститутка, что не совсем соответствует библейскому герою.
Однако эта ханаанская «женщина с дурной репутацией» продемонстрировала такую веру в Бога Израиля, что она и ее семья были единственными жителями Иерихона, которых пощадила армия Иисуса Навина, когда город был стерт с лица земли. И, несмотря на свою печально известную профессию, Раав - одна из четырех женщин, названных в Новом Завете предками Иисуса.
Вариант тропа «Соблазнительница»
Давайте установим сцену. В Ветхом Завете, когда Моисей умер, Господь избрал Иисуса Навина новым вождем израильтян, которым было повелено овладеть обетованной землей Ханаанской. Прежде чем перейти через реку Иордан, Иисус Навин послал вперед двух шпионов, чтобы проверить ситуацию в Иерихоне, крупнейшем ханаанском городе.
Книга Иисуса Навина в Ветхом Завете говорит, что израильские шпионы поселились в доме Раав, которая в оригинальном еврейском тексте идентифицируется как zonah или проститутка. Есть предположение, что вместо этого она могла быть трактирщицей, потому что согласные одинаковы для обоих занятий: «znh». Однако «зона» - это то же еврейское слово, которое использовали израильские пророки, такие как Осия и Иезекииль, чтобы увещевать людей за «проституацию» перед другими богами.
Раав сразу узнала иностранных шпионов, но вместо того, чтобы выдать их властям, спрятала их на своей крыше под снопами льна. Когда царь Иерихона спросил Раав о шпионах, она ответила ему, что они уже ушли, но люди царя могут поймать их за городом, если они поторопятся.
Раав не только спасла жизни израильским шпионам, но и исповедовала свою веру в их Бога, что шло вразрез со всем, что Ветхий Завет обычно предупреждал об опасностях иностранок.
«Иностранные женщины - это те, кто соблазняет вас сексуально и заманивает вас отказаться от своего собственного бога», - говорит Ханна Терванотко, профессор религии в Университете Макмастера. "Раав весьма замечательна."
В Книге Иисуса Навина говорится, что Раав «жила в стене» города и спускала соглядатаев из своего окна на веревке. Взамен шпионы сдержали свое обещание и велели Иисусу Навину уберечь Раав и ее семью от страшного разрушения Иерихона, в котором все живые жители - «и мужчины и женщины, молодые и старые, волы, овцы и ослы» - были предать мечу. Раав и ее семью пощадили, и она осталась жить в Израиле «до сего дня».
Раав в Новом Завете
Раав была настолько известной и любимой фигурой в иудаизме, что авторы Нового Завета неоднократно призывали ее имя как образец христианской веры. В Послании к Евреям, послании к общине еврейских христиан, автор (Павел или один из его помощников) включает волнующий трактат о вере, описываемый как «уверенность в ожидаемом, уверенность в невидимом».
Чтобы донести свою точку зрения, автор Послания к Евреям создал «Зал славы веры», список ветхозаветных пророков и известных деятелей, также известных как «Герои веры». И среди подобных Ною, Аврааму, Сарре и Моисею была не кто иная, как Раав. «Верою, - сказано в Послании к Евреям, - блудница Раав не погибла с непослушными, потому что она оказала соглядатаям дружеский прием."

Раав также упоминается в Книге Иакова как образец веры в сочетании с действием. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» говорит Иакова 2:14. "Может ли эта вера спасти его?" Иаков приводит только два примера таких верных действий: готовность Авраама принести в жертву своего сына Исаака и Раав. «Разве не делами оправдалась и Раав блудница, когда приняла посланных и иным путем отпустила их?»
Но, пожалуй, самым поразительным упоминанием Раав в Новом Завете является ее включение в родословную Иисуса, записанную в первой главе Евангелия от Матфея. Раав - одна из четырех женщин, упомянутых в генеалогии, остальные - Фамарь (жена Иуды), Руфь (вышедшая замуж за Вооза, сына Раав) и Мария, мать Иисуса. Мать царя Давида Вирсавия не упоминается по имени, но упоминается как «жена Урии»."
«Тот факт, что Раав упоминается в генеалогии у Матфея, делает ее образцовой фигурой, несмотря на ее не очень образцовую профессию», - говорит Терванотко.
Могла ли Раав быть реальным человеком?
По мнению библеистов, историков и археологов, изучавших руины Иерихона (также известного как Телль-эс-Султан), вероятность того, что события, описанные в книге Иисуса Навина, действительно произошли, очень мала.
Начнем с того, что Иерихон был далеко не великим и могущественным городом, когда израильтяне вошли в долину реки Иордан. Иерихон достиг своего расцвета как обнесенное стеной поселение между 8 000 г. до н.э. и 6 000 г. до н.э., а первые археологические свидетельства присутствия израильтян в этом регионе появились только примерно в 1 200 г. до н.э., много тысяч лет спустя. К тому моменту знаменитые стены Иерихона уже давно превратились в массивную груду щебня.
«В то время, когда люди, которых мы называем израильтянами, объявили о своем присутствии, в Иерихоне не было поселений», - говорит Роберт Руби, журналист и автор книги «Иерихон: сны, руины, призраки».«Он был пустынным, и все, что они могли увидеть, это очень высокий холм около 70 футов высотой».
Теория Руби состоит в том, что авторы Ветхого Завета наткнулись на эти массивные руины и пришли к выводу, что когда-то это был великий город. Хотя современные археологические раскопки, проводимые десятилетиями, не смогли обнаружить свидетельств военного завоевания Иерихона, древние путешественники, вероятно, так и думали.
«Если бы они придумали эту историю - о чудесном разрушении Иерихона - это действительно вдохновило бы людей поверить в величие их предков и в силу Бога, который их вел», - говорит Руби. «Эта история завоевания гораздо больше о вере, чем о событиях того времени».
Что же остается Раав?
«В истории Раав нет ничего, что доказывало бы ее историческую достоверность, - говорит Терванотко, - но она отражает некоторые интересные взгляды этой общины на иностранцев. Вот эта языческая проститутка стала героем. С тех пор такие фигуры, как Раав, стали довольно популярными в книгах и фильмах, человеком на обочине общества, который на самом деле является морально превосходящим персонажем. Разве это не делает его действительно хорошей историей?"
Интересно
Люди предполагают, что древние стены Иерихона были возведены для защиты от вражеских армий, но есть и другие теории о том, как стены функционировали, в том числе как защита от периодических наводнений, которые смывали осадочные породы с окружающих нагорий. «Настоящими врагами были вода и грязь», - говорит Руби.