Регулировка плоскости

Регулировка плоскости
Регулировка плоскости

Рубанки по дереву требуют регулировки фрезы для оптимальной производительности.

Деревообрабатывающие самолеты
Деревообрабатывающие самолеты

Использование рубанков по дереву, чьи фрезы не отрегулированы, похоже на вождение автомобиля на неправильной передаче: вы можете добиться некоторого прогресса, но задача всегда намного сложнее, чем должна быть. Глоссинг правильно отрегулированным рубанком должен доставлять удовольствие.

Если вы подозреваете, что ваш рубанок не отрегулирован, переверните его. Смотрите вниз по всей длине подошвы, как если бы вы смотрели на ствол ружья. Вы должны увидеть пространство подошвы, прерванное тонкой темной линией там, где железо рубанка слегка выступает из устья рубанка.

Если вы вообще не видите утюг рубанка, значит, он убран в корпус самолета и ничего не режет. Если рубанок будет торчать слишком далеко, рубанок будет очень трудно толкать, и он быстро заклинит толстой стружкой или даже кусками дерева. Линия, которую вы видите, также должна быть ровной из стороны в сторону; если это не так, то лезвие искривлено, и его углы будут иметь тенденцию врезаться в ваши заготовки.

Большие самолеты часто имеют двойные лопасти. Второй утюг сохраняет жесткость режущего утюга и помогает скручивать стружку, выструганную из дерева, и выталкивать ее из горловины рубанка. Относительное положение второго утюга к первому регулируется, регулируя толщину стружки. Второй утюг чаще всего устанавливают на расстоянии около шестнадцатой дюйма от режущего утюга.

Металлические самолеты. Установить фрезы в большинстве металлических плоскостей относительно легко. Имеются механические приспособления, помогающие сбросить лезвие как в поперечном направлении, так и по глубине.

Начните с размещения лезвия под прямым углом к подошве рубанка. Рычаг прикреплен к механизму (называемому крестовиной), поддерживающему лезвие. При перемещении рычага из стороны в сторону угол режущей кромки также смещается по отношению к подошве. Наведите взгляд на подошву, затем переставьте лезвие так, чтобы теневая линия, которую вы видите, совпадала с нижней частью самолета.

Некоторые рубанки позволяют регулировать устье, прямоугольное отверстие в подошве, через которое появляется лезвие. Для финишного строгания твердой древесины лучше всего подойдет узкое пространство перед лезвием; с другой стороны, грубое строгание мягкой древесины легче всего выполнять с более широкой горловиной. Настройка примерно посередине позволит использовать рубанок для самого широкого спектра работ.

Далее поэкспериментируйте с ручкой или гайкой в задней части крестовины, которая приводит в движение регулировочный винт. Когда вы поворачиваете эту ручку, фреза выдвигается дальше (или втягивается) внутрь рубанка. Установите рубанок так, чтобы резак едва выглядывал из-под подошвы, затем проведите рубанком по длине обрезков. Отпустите или выдвиньте регулировочный винт и повторите проверку, пока инструмент не будет работать удовлетворительно. Имейте в виду, что существует очень тонкая грань между тем, чтобы взять слишком мало (это означает, что любое строгание требует больше ходов) и слишком много (когда вы рискуете порвать волокна слишком глубокими надрезами). Практика, как любили говорить наши бабушки, приводит к совершенству.

Деревянные рубанки. Регулировка деревянного рубанка и проще (меньше деталей, с которыми нужно работать), и сложнее (требуется легкое и осторожное прикосновение). Первое правило для деревянного рубанка: если он исправен, не чините его. Попробуйте один или два штриха на куске ненужной доски, прежде чем возиться с регулировкой самолета. Если инструмент не работает должным образом, только тогда

вы настраиваете его.

Деревянные рубанки имеют меньше деталей, чем металлические, обычно только цельный деревянный корпус, железное лезвие и деревянный клин, который прочно удерживает железо на месте. Если рубанок режет недостаточно глубоко, положите подошву рубанка на кусок обрезков. Затем постучите по концу рубанка молотком, слегка постукивая по нему. Проверьте и, при необходимости, нажмите еще раз. Несколько испытаний подскажут вам, когда

плоскость отрегулирована правильно.

Если лезвие выступает слишком далеко, вам потребуется освободить лезвие и клин. Для большого рубанка (фуганка или домкрата) это можно сделать, удерживая рубанок вертикально и постукивая пяткой по твердой деревянной поверхности, например по столешнице. Если на верхней части самолета есть кнопка удара, нажмите ее, удерживая самолет носком в воздухе. Ударяя по пятке меньшего сглаживающего рубанка киянкой, удерживая утюг рубанка и клин, тоже можно сделать эту работу. Эти удары он должен наносить твердо, но осторожно и повторять по мере необходимости, чтобы ослабить рубанок и клин. Лезвие на формовочной плоскости можно освободить, постукивая молотком по выемке в клине.

Переместите лезвие в плоскость так, чтобы скос находился не менее чем в одной восьмой дюйма от устья. Плотно вставьте клин, слегка постукивая по нему несколькими легкими ударами молотка, крепко удерживая утюг на крестовине.

Если лезвие не установлено перпендикулярно подошве рубанка, постукивание или два в одну или другую сторону по той части айрона, которая выступает над клином, должно выровнять его. Затем установите глубину, как описано выше.

Держите железо заточенным. Всякий раз, когда лезвие выходит из рубанка, внимательно осмотрите лезвие. Если есть зазубрины или лезвие затупилось, заточите его. Возьмите за привычку периодически точить лезвия рубанка. Требуемое время, вероятно, будет намного меньше, чем время, потраченное на попытку работы с инструментом, когда он слишком скучен, чтобы выполнять свою работу.