
«Победители никогда не сдаются, а сдавшиеся никогда не побеждают», по крайней мере, так считает легендарный футбольный тренер Винс Ломбарди. Верен ли этот афоризм в сфере онлайн-обучения? Это вопрос, который задают многие эксперты по поводу чрезвычайно популярных и противоречивых МООК (массовых открытых онлайн-курсов), предлагаемых ведущими школами по всей стране.
Хотя МООК часто имеют огромное количество участников, иногда достигающих 160 000 зарегистрированных студентов, процент отсева может быть столь же впечатляющим и составлять около 90 процентов. Недоброжелатели зашли так далеко, что предположили, что МООК наиболее эффективны для обучения продвинутых студентов и не обеспечивают индивидуального внимания и поддержки старшекурсникам и другим, которые могут понадобиться для хорошей успеваемости. То, что некоторые называют революционным, может быть просто неэффективным, особенно если только около 10 процентов студентов завершают курсовую работу.
В ответ сторонники МООК заявляют, что окончание курса не всегда важно, учитывая, что этот тип обучения является недорогим учебным пособием или дополнительным справочным ресурсом для студентов, зачисленных на обычные программы обучения. Если в будущем МООК будут одобрены как классы для кредитов, это, вероятно, изменится и может оказать большое влияние на сокращение размеров классов и улучшение показателей завершения.
И еще: в 2013 году Массачусетский технологический институт изучал один из собственных МООК, Mechanics Review, и обнаружил кое-что интересное. Количество зачисленных намного превысило количество людей, успешно прошедших бесплатный курс повышения квалификации: 17 000 зарегистрировались и только 1 000 получили сертификаты. Однако удивительным был не процент отсева. Дело в том, что студенты, завершившие курс, показали улучшение независимо от их проверенного уровня владения языком до начала обучения. Сюда входили выпускники средних школ и кандидаты в мастера.
Хотя необходимы дополнительные исследования, эта небольшая выборка показывает, что МООК могут быть эффективными для обучения большого числа студентов с разным академическим образованием. Если это правда, скептики, утверждающие, что очное обучение лучше, могут остаться с сокращением размеров классов по мере того, как МООК станут более популярными в будущем.