
В Библии правление царя Соломона совпадает с периодом расцвета древнего израильского богатства, могущества и божественной власти. Царь Соломон, согласно 3-й книге Царств, «был больше в богатстве и мудрости, чем все другие цари земли». Его слава привлекала придворных гостей, таких как великолепная царица Савская, а его любовный аппетит требовал не менее 700 жен и 300 наложниц.
Избранный и благословленный Богом, Соломон построил Первый Храм в Иерусалиме для размещения мифического Ковчега Завета, и он командовал армией во главе с 1400 колесницами, которые завоевали царства на севере вплоть до реки Евфрат, простирающейся вниз в пустыню Негев.
Интересно
Некоторые ученые отмечают, что истории о мудрых судах Соломона (в том числе многие из них не записаны в Библии) встречаются в ближневосточных и европейских народных сказках. Истории, подобные «Соломону и двум женщинам», также встречаются в индуистских и буддийских текстах. Соломон также считается великим пророком и царем в исламе.
В поисках царства Соломона
Тем не менее, после более чем столетия раскопок и поисков археологи и историки до сих пор не обнаружили ни одного камня, принадлежащего Первому Храму, или даже мимолетной текстовой ссылки на великого царя Соломона вне Библии.
На самом деле, некоторые ученые считают, что Соломон и его отец Давид, еще одна выдающаяся библейская фигура, возможно, не были всемирно известными, всемогущими царями, а вожди местных племен с хорошей репутацией. отдел.
Чтобы выяснить, кто был «настоящим» Царем Соломоном, мы поговорили со Стивеном Ортисом, директором Центра археологии Ланье в Университете Липскомб в Нэшвилле, который руководил археологическими раскопками в Израиле, в том числе памятниками, датируемыми время Давида и Соломона, примерно 1000 г. до н.э. CE
Как началось царствование Соломона
Царь Давид был первым, кто правил так называемой Объединенной монархией, единым царством, охватывавшим весь древний Израиль. У Давида было много жен и много сыновей, но Библия говорит нам, что он выбрал Соломона, сына своей возлюбленной Вирсавии, чтобы занять трон.
Ходили слухи, что его сводный брат Адония, сын его пятой жены Хагит, планировал занять трон, и пророк Натан предупредил Вирсавию. Затем она рассказала царю Давиду о его планах Адонии. Считается, что из-за этой новости царь Давид решил сдержать свое обещание и назвать царем Соломона.
Золотой век Израиля
«Соломон в Библии был вершиной правления израильских царей», - говорит Ортис. «Он унаследовал Объединенную монархию от Давида, но пошел дальше. У вас есть Соломон и все его жены, золото Соломона, Храм Соломона. Его правление больше, чем жизнь, по крайней мере, в библейском повествовании."
Библия описывает величие Первого Храма и роскошь дворцов Соломона, где все было сделано из золота, «потому что серебро во дни Соломона не имело ценности», согласно 3 Царств 10:21. Когда молва о великой мудрости Соломона распространилась повсюду, «весь мир искал аудиенции у Соломона, чтобы услышать мудрость, которую Бог вложил в его сердце».
Самой известной иностранной сановницей была импозантная царица Савская (возможно, из Эфиопии или Йемена), которая возглавляла «великий караван» верблюдов, перевозивших «пряности, большое количество золота и драгоценных камней», - спросил царь Соломон на его знания с «трудными вопросами» и, согласно Библии, были «потрясены» всем, что она видела и слышала. Она восклицает в 1 Царств 10: «Мудростью и богатством вы намного превзошли то, о чем я слышала. Каким счастливым должен быть ваш народ!»

Затем есть легендарная история, известная как «Соломон и две женщины» или «Суд Соломона», рассказанная в 3-й главе 3 Царств. В этой сказке перед Соломоном предстают две проститутки, каждая из которых утверждает, что младенец - их сын.. Соломон спокойно приказывает своей страже взять меч и разделить ребенка надвое, отдав по половине каждой женщине. Одна из женщин кричит и говорит отдать ребенка другим женщинам, если это означает сохранение жизни мальчика.
" Живого младенца отдайте первой женщине. Не убивайте его, она его мать", - постановил Соломон, ибо только истинная мать поставит жизнь своего младенца выше собственного счастья.
Разные описания Соломона в Библии
Соломон фигурирует в трех книгах еврейской Библии - 2 Царств, 1 Царств и 2 Паралипоменон - и подробности его жизни различаются в разных пересказах. Например, более ранние книги, скорее всего, будут включать некоторые из «менее блестящих» аспектов истории Соломона, такие как его узурпация престола у его братьев и его греховное пристрастие к языческим женщинам.
«Царь Соломон любил многих чужеземок, моавитянок, аммонитянок, идумеянок, сидонянок и хеттеянок», - говорится в Библии в 1 Царств 11. «Они были из народов, о которых Господь сказал израильтянам: «Вы не должны вступать в смешанные браки». с ними, потому что они непременно обратят ваши сердца к своим богам». Когда Соломон состарился, жены его обратили его сердце к другим богам, и его сердце не было полностью посвящено Господу, Богу его, как было сердце Давида, его отца."
Это причина падения Соломона. Став новым царем, Соломон молился о мудрости, чтобы править хорошо. Бог был впечатлен тем, что он не просил личной выгоды и, помимо того, что даровал ему мудрость, благословил его еще и богатством. Но из-за того, что он начал поклоняться другим богам, Бог лишил его защиты и поднял врагов, с которыми царю пришлось сражаться. Бог также сказал Соломону, что большая часть его царства будет отнята у его сына после смерти Соломона.

Хотя подобная критика появляется в повествованиях о Соломоне во 2-й книге Царств и 1-й книге Царств, во 2-й книге Паралипоменон нет ничего даже отдаленно негативного, что читается как «лучший хит». По общему мнению ученых, Паралипоменон была написана между 400 и 300 годами до н. э. после Вавилонского изгнания, когда евреи вернулись в Иерусалим и построили Второй Храм, а Самуил и Царства были написаны во время пленения (около 550 г. до н. э.)
Автор Паралипоменон, вероятно, выбрал самые восторженные сообщения о царствовании Давида и Соломона по политическим причинам. После смерти Соломона Объединенная монархия распалась на две части. Автор Паралипоменон был гражданином южного Иудейского царства, которым правила царская линия Давида и Соломона. Вполне логично, что в Хрониках Давид и Соломон названы величайшими царями на земле, а Храм - архитектурным чудом, потому что автор хотел показать, что Иуда был истинным Израилем, а не северным Израильским царством.
Поздние христианские читатели ухватились за преувеличенные рассказы о величии Давида и Соломона в Паралипоменонах, потому что Иисус является прямым потомком Дома Давида, согласно его генеалогии в новозаветной книге Матфея. Величие царствования Давида и Соломона рассматривалось как предвестник тысячелетия, когда вернется Иисус и на земле снова будет установлено Царство Божье.
Теория вождя
Ученые расходятся во мнениях относительно историчности Давида и Соломона и истинного размера их объединенной монархии. Хотя нет внебиблейских ссылок на Соломона в текстах соседних царств, таких как египтяне, несмотря на утверждение Библии, что Соломон женился на одной из дочерей фараона, есть одно интригующее свидетельство, указывающее на существование Объединенной монархии.
В 1993 году, по словам Ортиса, археологи на севере Израиля обнаружили каменную табличку с надписью на арамейском языке, в которой говорилось о победе арамейцев над царями Израиля, называемыми «Дом Давида».
«Это датируется не временем Давида, а столетием позже, во время войн с арамейцами», - говорит Ортиз, поясняя, что в то время Израилем правили менее известные цари, такие как Омри и Ахав. «Подразумевается, что, когда арамеи хотели похвастаться завоеванием Израиля, они выбрали более громкое имя, чем Амврий или Ахав, поэтому они назвали его «Дом Давида»».
Но тем не менее, один фрагмент таблички не является убедительным доказательством того, что Объединенная монархия имела большое значение в древнем мире.
Археолог по имени Исраэль Финкельштейн выдвинул противоречивую теорию о том, что древний Израиль в 1000 г. до н.э. все еще был пыльной заводью. когда Давид и Соломон были бы живы. Вместо того, чтобы править огромным и могущественным королевством, Давид и Соломон, скорее всего, были важными вождями местных бедуинских племен. Согласно теории Финклештейна, реальное создание городского израильского царства произошло только в девятом веке до н. э. и совпало с правлением Амврия.
Гиперболические высказывания в Библии, как писал Финкельштейн, по словам жителя Нью-Йорка, были продуктом иудейских авторов, которые хотели подчеркнуть важность своего царства в его продолжающемся соперничестве с северным Царством Израиль.

Ортис не согласен. В течение десяти лет он руководил раскопками в Тель-Гезере, деревне в предгорьях к западу от Иерусалима, где его команда обнаружила свидетельства существования административного комплекса, датируемого 1000 годом до н. э. Ортис утверждает, что урбанизация и построение царства уже происходили во времена Давида и Соломона.
Ортис не верит в теорию вождя, но значит ли это, что он считает все истории о сказочном богатстве и могуществе Соломона правдой?
«Истории и традиции, связанные с Давидом и Соломоном, росли и обрели собственную жизнь», - говорит Ортис.«Но я думаю, что их Объединенная монархия имела бы большое значение для 10-го века. По крайней мере, в контексте библейских авторов это было большое царство».
Он приводит полезную аналогию. Если вы ходите в колледж с футбольной командой Дивизиона III, вы, вероятно, думаете, что футбол Дивизиона III довольно большой и конкурентоспособный. «Только когда вы видите игру Дивизиона I, вы думаете: «Ого!», - говорит Ортис.