Вилла Санто-Соспир, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто

Вилла Санто-Соспир, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир, МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто

Автор: Каминская Екатерина [email protected].

Публикация: 2025-04-22 02:55.

Последние изменения: 2025-05-29 20:06

Просмотров: 9

Художник Жан Кокто более десяти лет «татуировал» дом с видом на Средиземное море. Вилла Санто Соспир хранит, как греческая пещера, тайну света и красок художественного оазиса 50-х годов.

Художник Жан Кокто посвятил более десяти лет украшению Villa Santo Sospir своими картинами и сегодня мы входим в этот дом из 20 века который является художественным раем 50-е Писатель, кинорежиссёр, художник, иллюстратор, театральный режиссёр; Цепочка имён, приближающая к гению такого полного и плодовитого художника, как Кокто, может показаться неисчерпаемой, хотя в то же время её можно свести к одному слову: прежде всего он считал себя поэтом, наполняя всё, что приходило в его руки со стихами. Есть три места, которые составляют равнобедренный треугольник жизни Кокто: его квартира в Париже, в Пале-Рояль, площадь, источающая театральность в своей зелени и аркадах, за которой следует Милли-ла-Форе, в 60 километрах от столицы, барокко и буколический. Третье место, которое он выбрал своим любимым, переносит нас на юг Франции, на Лазурный берег, где некоторые завсегдатаи открыли свои двери для его на выходные, и в итоге они сделали дом доступным для них, как чистый холст.

Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто

В 1949 году, во время съемок фильма Les Enfants Terribles, Кокто знакомится с Франсин Вайсвейлер, принадлежащей семье французских ювелиров, поселившихся в Бразилии и вышла замуж за Алека Вайсвейлера, наследника компании Shell. Франсин, следуя просвещенному духу некоторых великих состояний после Второй мировой войны, основала в своем парижском доме Литературный салон, где они принимали художественный авангард целой эпохи, включая таких эклектичных персонажей, как Стравинский, Пикассо, Марлен Дитрих, Ив Сен-Лоран, Грета Гарбо, Франсуа Трюффо или Жан Жене. Салон станет началом интенсивной работы по меценатству и тесной связи с искусством.

В 1946 году супруги нашли идеальное место под солнцем для проведения отпуска - роскошную виллу, построенную в 1930-х годах Бельгийская семья в регионе Сен-Жан-Кап-Ферра на Лазурном берегу, рядом с маяком Кап-Ферра, с невероятным видом на море. После съемок «Грозных детей» мадам Вайсвайлер пригласила Кокто и его тогдашнего партнера Эдуара Дерми, одного из ведущих актеров фильма, провести несколько дней на вилле. «Приехали с чемоданом на выходные и… остались на двенадцать лет!», - говорил он. То, что должно было быть кратким пребыванием, превратилось в полноценную творческую резиденцию на большую часть 1950-х годов, прерванную лишь несколькими поездками, включая триумф Орфеи на Венецианском кинофестивале. Этот первоначальный эксперимент художественного сосуществования очень позитивен, и уже в то первое лето вместе Кокто берет на себя смелость попросить разрешения нарисовать голову Аполлона и миф солнца, украшающего камин, по его словам, в неосторожном поступке, мотивированном праздничным затишьем. Это будет началом проекта, который продлится более десяти лет и превратит виллу в обитаемый холст.

Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто

Матисс, который уже жил в Ницце, говорит ему фразу, которая послужила бы заклинанием: «Когда ты украшаешь стену, ты должен украшать и другие». Значит это было. Следующее лето Кокто проводит, работая между лесами. Старый итальянский мастер из городка готовит для него пигменты, смешанные с сырым молоком, и поэт мало-помалу рисует на стенах линии, напоминающие стиль татуировок и дающие прозвище Вилла Татуада. Это сдержанные линии, которые кажутся выполненными одним мазком, в которых цвет является лишь дополнением в определенных точках. Таким образом, по его словам, «незначительные линии становятся значительными». Год за годом, во время своего пребывания в Кап-Ферра, он наносил татуировки на кожу стен, вдохновленные мифологическими темами, Средиземноморьем, музыкой, природой и рыбаками Вильфранша. Он делил свое время между виллой и отелем Welcome, в котором также были Айседора Дункан и Кики де Монпарнас в качестве выдающихся гостей.

Однажды Пикассо, живший в соседнем Валларуисе, решает заехать в город. Их отношения восходят к 1917 году, когда они оба создали балет «Парад» с Эриком Сати, произведение, для которого Аполлинер ввел термин «сюрреалист» и которое позже использовал Бретон для названия своего движения. Во время своего визита Пикассо проходит комнату за комнатой, берясь за работу на стенах и энергично открывая и закрывая двери на ходу. Наконец он говорит ей, что двери еще предстоит покрасить: «двери открываются в комнаты, а в комнатах есть стены. Если двери не покрашены, стены кажутся пустыми». И тогда Кокто решает вмешаться и в них.

Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто

Поэт очень серьезно относился к своей работе интегрального татуировщика. За дверями его наносили на потолки, пока он также не обработал самые поэтические уголки, такие как внутренняя часть шкафов, где он скрывает картины исключительной красоты и насыщенных цветов. Его линия также продолжается в мозаиках в саду и у входа, а также в большом гобелене в столовой, выполненном мастерами Обюссона, и который представляет сцену Юдифи после смерти Олоферна, которая также вдохновила работы Боттичелли или Климта. Мадам Вайсвайлер поручает дизайн интерьера виллы Мадлен Кастен, которая использует свое мастерство для создания волшебных мест с исключительной бамбуковой мебелью с острова Ява или вазами в форме ракушек, которые прекрасно дополняют сказочную атмосферу средиземноморского анклава.

Легко представить дни на солнце, в саду у моря или плавание на корабле Вайсвейлера, названном в честь поэта Орфеей II, и перерывы в путешествиях по Италии, Испания, Швейцария, Греция достигают Баальбека в Ливане. Таким образом, можно сказать, что пластические работы Кокто преобразились средиземноморским солнцем, оставив нам в наследство место, которое является мифологическим животным, спящим великаном с легендарной жизнью.

Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Вилла Санто-Соспир МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СОН 20-го ВЕКА Жана Кокто
Солнце прячется за горами, которые поэтично имеют форму женщины. Эдит Уортон описал Кокто как человека, для которого «каждый великий стих был восходом солнца, каждый закат - основанием чудесной виллы».