Внимание! Вернитесь в ПЕЩЕРЫ

Внимание! Вернитесь в ПЕЩЕРЫ
Внимание! Вернитесь в ПЕЩЕРЫ

Мир дизайна и архитектуры, формально говоря, решил вернуться в пещеры. За этой тенденцией лежит концепция возврата к сущности, к чистой материи, к примитивизму как реакция на инвазивные технологии.

Вернуться к истокам, к истокам, к чистой материи, к пещерам… с точки зрения эстетики. Оба в дизайне а в архитектуре мы наблюдаем в первом ряду путешествие во времени, в котором мы перешли от галактических силуэтов к доисторическим. Еще один эстетический ресурс или реакция на выдумки и технологии? Вопрос не новый, но очень актуальный. Дизайнер и мыслитель Андреа Бранци уже заявил об этом в своей статье We Are The Primitives, опубликованной в журнале Modo в 1985 году. «Мы подобны людям, которые, упав с самолета посреди Амазонки, вынуждены обращаться с элементами передовой технологии найденный на борту и природные материалы из джунглей… Прогресс, кажется, больше не ценится, ценится то, что неожиданно». И в последнем предложении текста он сказал, что это зарождающееся явление, называемое неопримитивизмом, представляет собой один из крайних полюсов постмодернистского состояния.

Вазы Zuperfici от Duccio Maria Gambi и ковер Raw от No DuchaufourLawrance для «Tai Ping»
Вазы Zuperfici от Duccio Maria Gambi и ковер Raw от No DuchaufourLawrance для «Tai Ping»

Вазы Zuperfici от Дуччо Мария Гамби и ковер Raw от Ноэ Дюшофур-Лоранса для «Tai Ping».

Итальянец продвинул его еще до появления Интернета, алгоритмов, искусственного интеллекта или больших данных, отказавшись от красочной эстетики Archizoom Associati Group и запустив в том же году свою коллекцию Animali Domestici, стулья, скамейки или вазы, в которых промышленные детали сочетаются с другими, изготовленными из натуральных бревен. На заре цифровой эпохи пионерами в повторном использовании этого основного дизайна были братья Кампана. Его африканские кровати и шкафы для Edra, его комод и диваны из кожи амазонской рыбы или его знаменитое кресло Favela являются представителями этой линии, хотя они специально не навешивают на себя этот ярлык. «Мы рассказчики. Истории, которые местами касаются брутализма, примитивизма и даже сюрреализма. Мы смотрим на ядро каждого материала и позволяем ему раскрыться. Наша большая забота - сохранить утрачиваемые традиции и сосредоточиться на человеческом факторе в производственном процессе», - говорят бразильцы, которые признают, что такой подход к дизайну стал чем-то крутым в последнее время.

Павильон Serpentine Gallery 2014 от Смильяна Радича
Павильон Serpentine Gallery 2014 от Смильяна Радича

Павильон Serpentine Gallery 2014 от Смильяна Радича.

«Безусловно, существует коллективное осознание того, что технологии стандартизируют и заставляют все выглядеть одинаково, что является смертельным поцелуем для любого дизайнера. Вот почему сейчас они больше внимания уделяют таким аспектам, как местные особенности, уникальные технологии и происхождение материалов. Приятно видеть, что многие студии принимают этот подход, поскольку он окажет значительное влияние на жизнь ремесленников, а также на жизнь потребителей, создавая более экологичный и гуманный дизайн». Действительно, примером того, как его пример распространился, является выставка Raw, курируемая Линой Кадафани в ее галерее Mint в Лондоне, одной из лучших витрин нового творчества, которая будет открыта для публики в течение всего сентября. В нем 60 признанных имен и новые таланты, выбранные Кадафаном, как называет продуманный дизайн.

“Название относится к природным и сырьевым материалам, используемым неожиданным образом. Существует большое разнообразие результатов, но все они совпадают в честном и чистом образе мышления и творчества». И он приводит в пример серию «Уголь: пост-топливо» Йеспера Эрикссона, в которой своими деликатно грубыми кусками угля, отполированными как мрамор, он дает положительный образ этого источника энергии, связанного с загрязнителем CO2. Слово «материя» чаще всего встречается, когда речь идет об этой наследственной современности. Для Макса Лэмба, еще одного культового создателя, который следовал этой линии брутализма с момента ее зарождения, она всегда является отправной точкой в его проектах. «Я исследую непосредственно сам материал, сосредотачиваясь больше на том, что, чем на том, как. Все, что я делаю, должно оставаться верным своему происхождению, сохранять свою естественную красоту и свои качества, но в то же время оно должно быть легко коммуникабельным и функциональным», - объясняет он.

Павильон из стекловолокна «Оригинальное жилище» от Atelier Van Lieshout представлен на выставке «DesignMiamiBasel 2015»
Павильон из стекловолокна «Оригинальное жилище» от Atelier Van Lieshout представлен на выставке «DesignMiamiBasel 2015»

Павильон из стеклопластика «Оригинальное жилище» от Atelier Van Lieshout, представленный на выставке «DesignMiami/Basel 2015».

Хотя в последнее время архаизм вышел за пределы материала и стал чисто эстетически-формальным ресурсом (хотя и с антропологической символикой). В том же духе кремневые коврики Ноэ Дюшофур-Лоранса, предметы из коллекции Atavica, созданные Маркантонио и Лапо Чатти для Opinion Ciatti, инструменты на полпути между искусством и дизайном или модули брутализма с пространственным подтекстом The Original Dwelling от Atelier Van Лисхаут. «Они являются частью продолжающейся серии New Tribal Labyrinth, которая представляет собой видение будущего мира, все еще примитивного, населенного воображаемыми племенами, где правит другая этика», - сказал его автор, художник Джоэп ван Лисхаут, выступая на Miami Design / Базель с галереей плотников - это роскошные места для отдыха. Известный гуру трендов Ли Эделькорт в этой борьбе между примитивизмом как чистой эстетической тенденцией и как социальным драйвом резко склоняет чашу весов в пользу второго блюда. «Наша связь с матерью-природой, возвращение к нашим корням, простота, искусство… все это проистекает из нашей потребности защищать себя от искусственного интеллекта и роботизированных технологий, которые стали опасными, предвещают наше вымирание и приближают нас к концу человечества»., - решительно заявил он в недавнем интервью. В этой апокалиптической панораме жестокость более чем желательна.

Павильон Serpentine Gallery 2019 от Junya Ishigami
Павильон Serpentine Gallery 2019 от Junya Ishigami
Вазы Zuperfici от Duccio Maria Gambi и ковер Raw от No DuchaufourLawrance для «Tai Ping»
Вазы Zuperfici от Duccio Maria Gambi и ковер Raw от No DuchaufourLawrance для «Tai Ping»
Комод 'Odyssey H Gold' от 'Cypraea' из зеркального акрила и лавового камня и 'Tool N.1' из коллекции 'Atavica' от…
Комод 'Odyssey H Gold' от 'Cypraea' из зеркального акрила и лавового камня и 'Tool N.1' из коллекции 'Atavica' от…
Павильон Serpentine Gallery 2019 от Джунии Исигами.