
В наши дни много говорят об электромобилях, поскольку годы прототипов и ожидания, наконец, уступают место таким автомобилям, как Chevy Volt и Toyota Prius. Но если бензин больше не является королем, есть ли место для солнечной энергии в автомобильной промышленности?
Было построено и эксплуатируется множество автомобилей на солнечных батареях, некоторые из них имеют удивительный дизайн. На самом деле они не так уж сложны; вы могли бы даже построить свой собственный, если бы вы задумались об этом. Но автомобили очень редко можно увидеть на улицах. Те, что существуют, почти все были построены для гонок, таких как World Solar Challenge в Австралии или North American Solar Challenge. Эти соревнования требуют больших дистанций, и типично видеть, что только половина участников фактически финиширует в гонке.
От такого положения дел до мира, где ископаемое топливо ушло в прошлое, а Солнце доставляет нас из точки А в точку Б, предстоит долгий путь. Но произойдет ли это когда-нибудь? Разбираем.
Профи

Эта часть проста. Солнечная энергия означает отсутствие бурения нефти в Арктике. Это означает, что не будет разлива нефти в Персидском заливе, это означает, что больше не будет паров бензина. И, в отличие от ископаемого топлива, Солнце никуда не денется (мы почти уверены).
Обычные автомобили используют только 15% бензина, который они сжигают для движения; Солнечные автомобили уничтожают это с эффективностью 90%. Теоретически вы можете припарковать свой автомобиль на солнечных батареях на подъездной дорожке и использовать энергию, которую он собирает, не только для зарядки собственного аккумулятора, но и для питания вашего дома.
Минусы

Как бы здорово это ни звучало, реальность мешает. В моей памяти выделяется одна статистика, касающаяся ограничений транспортных средств на солнечных батареях: мировой рекорд Гиннеса для самого быстрого автомобиля на солнечной энергии составляет всего 55 миль в час. Сравните это со скоростью 137 миль в час для электромобилей. Бензиновые автомобили превзошли скорость звука.
Существует также большой разрыв между автомобилями на солнечных батареях, которые строятся для гонок, и теми, кто хотел бы ездить каждый день, если вообще захочет. Большинство солнечных автомобилей выглядят довольно неудобными, и в них нет места для подстаканника, не говоря уже о пассажире, заднем сиденье или багажнике.
Наконец, возникает вопрос, как далеко может проехать автомобиль на заряженном аккумуляторе. А если пасмурно или зима, когда дни короткие? Это решающие вопросы, поскольку никто не собирается покупать автомобиль, который не может обещать надежность и приличный запас хода.
Что там на горизонте

На сегодняшний день ни один известный автопроизводитель не имеет публичных планов по разработке автомобиля на солнечных батареях для рынка. В январе 2009 года распространился слух о том, что Toyota строит такой автомобиль, что вызвало большой ажиотаж, но это не было правдой.
В 2007 году ходили слухи, что тайваньская команда, которая успешно участвовала в соревнованиях Australian World Solar Challenge, готовится вывести на улицы автомобиль на солнечных батареях. С тех пор сообщений о том, что это действительно происходит, не поступало; блог команды, похоже, ничего не говорит по этому поводу.
Эклектичный концепт французского автопроизводителя Venturi, работавший на солнечной и ветровой энергии, получил высокую оценку после своего дебюта на Парижском автосалоне 2006 года. Но с Eclectic 2.0 Вентури отказался от солнечных панелей. С Astrolab у компании есть пригородный автомобиль на солнечной энергии, но он выглядит настолько непохожим на любой другой автомобиль на дороге сегодня, что трудно представить, что он действительно завоюет популярность.
Итог
И что же все это нам дает? Недостатки автомобилей и отсутствие приверженности со стороны автомобильной промышленности означают, что солнечные автомобили не будут доминировать на рынке в ближайшем будущем. Но не принимайте это за смертный приговор. Солнечные технологии добились значительного прогресса за последние несколько лет, и потенциальные преимущества этих достижений выльются в дополнительные исследования и новые достижения.
В этом году был побит мировой рекорд Гиннеса как самый быстрый автомобиль на солнечной энергии, и по мере расширения рынка электромобилей легко поверить, что солнечная энергия может присоединиться к стае. В конце концов, мы достигнем переломного момента, когда автомобили станут доступными и практичными, а их стоимость перевесит экономия на бензине. Когда это произойдет, узнать невозможно.
Тем не менее, есть промежуточный шаг, который Toyota сделала доступным для Prius: использование солнечных батарей в качестве одного из нескольких источников энергии. В конце концов, гибридный Prius помог преодолеть разрыв между чисто бензиновыми автомобилями и электромобилями, которые сейчас занимают все больше и больше рынка.