
Есть причина, по которой люди ссорятся из-за этикета. Конечно, некоторые избранные джентльмены и дамы во вселенной страстно заботятся о том, чтобы все мы накрывали столы правильными салатными вилками или рассылали приглашения на мероприятия через стратегически рассчитанные промежутки времени. Остальные просто пожимают плечами, пытаясь подпереть дверь беременной женщине охапкой продуктов и предполагая, что мы делаем все возможное, чтобы быть вежливыми членами общества. Поскольку не существует фактического авторитета в отношении того, что делать в любой ситуации, нам всем остается выбирать сторону, воинственно спорить о проигранной причине хороших манер или закатывать глаза на культурные конструкции, которые мы объявляем социальным кодом?
На какое-то время мы с этим покончили. Те, кому было небезразлично, могли просто взять Эмили Пост, мисс Мэннерс или множество других книг экспертов по этикету и получить ответы на свои вопросы. Ответить на письменное приглашение телефонным звонком? Поищи это. Исправляете свой заголовок, когда ведущий вас представляет? Это тоже там. Так что, возможно, население в целом не интересовалось этим, но, по крайней мере, было несколько источников, на которые можно было бы сослаться, если возникнут разногласия по поводу стеклянной посуды, необходимой для официального обеда.
А потом случился компьютер. И Интернет. И смартфон, и планшет, и Google Glass. Внезапно мы начали использовать устройства для общения, бизнеса и развлечений, которые делают контакт как всеобъемлющим, так и легко игнорируемым. Поскольку этикет и социальные правила, как правило, устанавливаются медленно, мы находимся в своего рода неопределенности, где все может пойти наперекосяк.
Но давайте проясним: установленные правила этикета в отношении писем, использования телефона и тому подобного могут помочь нам понять, когда уместно избегать надоедливого телефонного звонка тети Агаты. Хотя мы живем в мире, который позволяет нам видеть, что звонит тетя Агата - и даже ее хмурое лицо, - это не значит, что мы не можем следовать соответствующим правилам.
Во-первых, давайте согласимся, что мы не можем быть слишком строгими в отношении проверки звонков. Кажется маловероятным сказать, что нет подходящей ситуации, чтобы нажать кнопку «отклонить» на вашем телефоне. Вы на совещании, вы в машине, вы мчитесь в офис и знаете, что это просто клиника звонит, чтобы напомнить вам о визите к офтальмологу. Прелесть нашей технологии в том, что мы часто можем с первого взгляда определить, является ли звонок «важным» или нет.
Серая зона, конечно, это когда вы не отвечаете на звонок, потому что просто не хотите. Это приемлемо с моральной точки зрения для большинства людей, но если вы чувствуете себя виноватым - верный признак того, что вы совершили то, что считаете незначительным, - есть несколько способов уменьшить его. Вместо того, чтобы отвечать на звонок, вы можете написать короткое сообщение: «Сейчас не могу говорить, позвоню позже. Многие смартфоны позволяют сделать это одним быстрым движением: вы можете отклонить вызов и немедленно отправить текстовое сообщение «Извините, не могу говорить».
Конечно, это возлагает на вас ответственность за ответный звонок. Мы все можем согласиться с тем, что обещание перезвонить на самом деле заслуживает выполнения. Но в целом проверка ваших звонков стала совершенно приемлемой. Если это важно, мы все знаем, что звонящий будет лихорадочно звонить вам, чтобы перезвонить.