
Никто не выкладывает 15 долларов за билет в кино, чтобы вздремнуть, но многие люди не могут не заснуть в кинотеатрах, даже во время громких боевиков. Что дает? Конечно, в кинотеатрах темно, а плюшевые кресла с откидной спинкой чертовски удобны, но достаточно ли этого, чтобы здоровый взрослый потерял сознание посреди дня?
Мы связались с Мюрреем Джонсом, австралийским сомнологом, который изобрел шкалу сонливости Эпворта (ESS), глобальный стандарт для измерения склонности человека засыпать во время восьми различных ежедневных занятий. Пациентов просят оценить от 0 до 3 вероятность засыпания в течение дня во время чтения, просмотра телевизора, езды в автомобиле и т. д. Для семи из восьми видов деятельности вы ожидаете бодрствования (за исключением «лежать, чтобы отдохнуть днем, когда позволяют обстоятельства», то есть во время сиесты), но многие из нас все еще дремлют.
В 2002 году Джонс собрал данные о сонливости более чем 2800 взрослых в семи странах и использовал их, чтобы ранжировать каждое действие в ESS по его относительной способности вызывать сон, или тому, что он называет «сонливостью». Согласно исследованию, первое место в списке наиболее «сонливых» занятий занимает дневной отдых (разумеется), за которым следует «просмотр телевизора», а затем «сидение и чтение». Кинотеатры не появляются до № 6, «сидя, неактивный в общественном месте (например, в театре или на собрании)», который имеет показатель снотворности менее половины от просмотра телевизора, но в два раза больше вызывает сонливость, чем сидение и разговаривает с кем-то.
Почему одни дневные занятия более снотворны, чем другие? Поза играет большую роль, заключает Джонс.
«Ситуация с высокой сонливостью - это ситуация, когда вы мало двигаетесь. Вы можете сидеть, но не стоять, и вы не будете двигать головой и шеей, в частности», - говорит Джонс. Когда мышцы головы и шеи расслабляются, объясняет он, это посылает сигналы в мозг, чтобы уменьшить то, что называется «вторичным бодрствованием». И когда это стремление уменьшается, сон, скорее всего, возьмет верх.
Это потому, что сонливость и бодрствование являются продуктами двух отдельных пучков нервных клеток в вашем мозгу, которые регулируют «драйв сна» и «драйв бодрствования». Ваше влечение ко сну и влечение к бодрствованию существуют в отношениях инь и ян, что означает, что они взаимно подавляют друг друга. Активация бодрствования блокирует спящий режим, а режим сна подавляет активацию пробуждения. То, что доминирует в данный момент, определяет, бодрствуете вы или нет.
Большая часть толчков и тяг между драйвами сна и бодрствования жестко связана с циркадной системой оповещения (или внутренними биологическими часами), которая запрограммирована на то, чтобы держать нас в состоянии бодрствования примерно 16 часов в день и спать в течение восьми часов. Вот почему смена часовых поясов так дезориентирует, потому что наши внутренние часы бодрствования/сна не обновляются до нового часового пояса.
Но биологические часы контролируют только то, что Джонс назвал «первичным бодрствованием». По его мнению, существует также вторичное пробуждение, на которое влияют физические позы и уровень активности.
«Когда вы встаете, мышцы и суставы, участвующие в поддержании осанки, вносят некоторый вклад во вторичное бодрствование», - говорит Джонс. «Когда вы садитесь или, что более важно, когда вы ложитесь, закрываете глаза и перестаете двигаться, вы уменьшаете этот вторичный бодрствующий драйв, который вызывает сон».
Это частично объясняет, почему чтение, просмотр телевизора или фильма может толкнуть нас в Сонный город. Мы сидим неподвижно, голова и шея расслаблены. Но почему просмотр телевизора в два раза чаще усыпляет людей? Вероятно, потому, что многие взрослые смотрят телевизор, чтобы расслабиться в конце долгого дня, как раз в тот момент, когда пробуждение уступает место сигналам сна.(Многие также смотрят телевизор лежа.) С другой стороны, поход в кино - это скорее «захватывающее» занятие, чем расслабляющее.
Но почему некоторые люди засыпают абсолютно на любом фильме, даже на фильмах с оглушительным саундтреком и бесконечными взрывами? В этом случае это может быть признаком основного расстройства сна.
Филип Герман - специалист по сну и доцент психиатрии в Медицинской школе имени Перельмана Пенсильванского университета. В своей практике он применяет шкалу сонливости Эпворта в качестве инструмента для диагностики нарушений сна, «основываясь на идее, что если вы хорошо отдохнули, вы сможете сохранять бодрствование даже во время сидячей и тихой деятельности», - говорит Герман.
Герман говорит, что засыпание в кино даже иногда является признаком дефицита сна. Этот дефицит может быть вызван просто переутомлением или нарушением сна.
Это правда, что большинство из нас просто недосыпает - Национальный фонд сна рекомендует от семи до девяти часов для взрослых в возрасте от 26 до 64 лет, - но другие могут страдать от более серьезных нарушений сна, таких как апноэ во сне, которые могут серьезно нарушить сон.. По словам Германа, одна из причин, по которой пожилые люди чаще дремлют в кинотеатрах, заключается в том, что с возрастом у них повышается вероятность расстройства сна. Итак, если вы один из тех людей, которые всегда начинают храпеть через 10 минут после выхода последнего боевика, вы можете рассказать об этом своему врачу.
Вот это усыпляет
Британская пьеса под названием «Колыбельная» была поставлена в 2011 году. Зрители были одеты в пижамы и им дали лежать на кроватях. Целью театральной постановки было усыпить зрителей во время представления.